Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Музыка современных авторов вновь прозвучала в Белгороде

Очередной встречей белгородской публики с музыкой современных авторов стали концерты «Музыка нового времени» и «Музыкальное передвижничество», которые прошли в Большом, Органном и Камерных залах Белгородской государственной филармонии 22 и 23 ноября.

Концертам предшествовала пресс-конференция, а в день концертов состоялась встреча московских композиторов со студентами белгородских музыкальных учебных заведений и совместное заседание Белгородского регионального отделения Союза композиторов с руководителями Союза композиторов РФ — Владиславом Казениным, Рашидом Калимуллиным и Кириллом Уманским.

Симфонический оркестр БГФ под управлением Рашита Нигаматуллина

Особенностью каждой такой ежегодной осенней встречи является особая, ни с чем не сравнимая, атмосфера живого непосредственного общения с самым значительными действующими лицами современной российской музыки. В этом году эта встреча соединилась ещё и с отмечаемым в Белгородской филармонии 20-летием симфонического оркестра и юбилейными датами в жизни и творчестве его руководителя и главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина.

Честовавание главного дирижёра симфонического оркестра БГФ Рашита Нигаматуллина

«Новое время» в симфонической программе первого дня началось с Концерта для виолончели Анри Соге (1901–1989) в исполнении Марка Дробинского (Франция) и симфонического оркестра БГФ под управлением Рашита Нигаматуллина.

Музыка этого известного французского композитора, ровесника ХХ века, прежде не фигурировала на афишах БГФ, и потому с полным основанием может быть названа «новой» для белгородских слушателей. Тем ценнее, что услышали её в исполнении давнего и хорошего друга белгородских музыкантов выдающегося французского виолончелиста российского происхождения Марка Дробинского, регулярно выступающего в Белгороде (предыдущий гастрольный визит маэстро был в марте 2011 г.).

Марк Дробинский вновь выступил в Белгороде

Причём, надо заметить, что и в предыдущих белгородских выступлениях Марка Дробинского преобладала классика французского виолончельного репертуара (концерты Сен-Санса, Пуленка) с их лирическим и лирико-драматическим строем образов, в которых ярче всего проявились лучшие черты исполнительского почерка М. Дробинского, ученика Мстислава Ростроповича, — мягкость, певучесть и красота тона, разнообразие и благородство звука, техническая безупречность.

Концерт Симфонического оркестра Белгородской филармонии. За дирижёрским пультом — Рашит Нигаматуллин

Анри Соге (настоящая фамилия Пьер-Анри Пупар) принадлежит к числу тех мастеров французской музыки ХХ века, творчество которых прочно связано с национальными традициями. Лирическая проникновенность и глубокая искренность высказывания присущи виолончельному концерту А. Соге — его более точное название «Концертная мелодия» для виолончели с оркестром. Он был написан в 1963 г., в год между двумя приездами А. Соге в СССР (в 1962 и 1964 гг.). Тогда концерт исполнил Мстислав Ростропович, и его исполнение получило высокую оценку автора. Авторизированным является также и исполнение этого виолончельного концерта Марком Дробинским, который впервые сыграл его автору в 1979 г., также заслужив лестный отзыв.

На сцене — симфонический оркестр БГФ. Соло на виолончели Марка Дробинского

Горячие аплодисменты, последовавшие за исполнением Концерта А. Соге, заставили Марка Дробинского «пропеть» окончательно умягчённому и растроганному залу «Осеннюю песню» Чайковского.

Во втором отделении слушателей ожидали не менее сильные, но иные впечатления. 3-хчастные «Симфонические фрески» Рашида Калимуллина — одно из самых интересных и значительных произведений последнего времени уже знакомого белгородцам татарского композитора. Это сочинение, которое включили в свой репертуар и исполнили самые выдающиеся дирижёры и оркестры (как в нашей стране, так и за рубежом), принесло широкую известность во всём мире его автору.

Рашид Калимуллин и Рашит Нигаматуллин

«Симфонические фрески» были написаны в 2005 г. на материале рок-оперы «Крик кукушки». Это масштабное симфоническое полотно впечатляет прекрасным знанием и использованием возможностей оркестра, а также глубиной замысла, касающегося глобальных этических проблем современной жизни.

Композитор Рашид Калимуллин

На смену «Симфоническим фрескам» пришла озорная, зажигательная, смешная и лирическая сюита из балета Владислава Казенина «Коты в сапогах», последняя часть которой (Галоп) была повторена на бис и которую её автор слушал уже сидя в оркестре с тем, чтобы без промедления приступить к заключительному ответственному моменту вечера — чествованию Рашита Геннадьевича Нигаматуллина (55-летие со дня рождения и 25-летие творческой деятельности) с вручением соответствующих торжественной минуте наград, поздравлений и подарков.

Главный дирижёр симфонического оркестра БГФ Р. Нигаматуллин отмечает 25-летие творческой деятельности

С другой стороной творчества и таланта Владислава Казенина белгородские слушатели знакомились на блистательном и очень тёплом завершении второго вечера в Камерном зале. Песни, романсы, дуэты из театральных и кинопостановок (в том числе, и из всенародно любимого фильма «Здравствуйте, я ваша тётя»), мультфильмов  звучали в исполнении автора (фортепиано), Валерия Алиева (баритон, Москва) и Екатерины Барбашовой (сопрано, Москва), перемежаясь с неподражаемым конферансом автора.

Композитор, органист Кирилл Уманский  Кирилл Уманский в Органном зале Белгородской филармонии

Первое знакомство с композитором, аранжировщиком, органистом и педагогом Кириллом Уманским, состоявшееся на концерте 23 ноября в Органном зале, оставило очень сильное впечатление. Концерт был «передвижничеством» ещё и в буквальном смысле слова, т. к. мысль «передвинуться» на одном концерте из Органного зала в Камерный принадлежала организатору и руководителю московского «творческого десанта» Владиславу Казенину.

Соло на баяне Михаила Токаева. За органом — Кирилл Уманский

Выступление Кирилла Уманского (р.1961) как исполнителя-органиста и органного композитора по своей насыщенности, целостности и многоплановости «тянуло» на целый концерт. Музыка И. С. Баха и его предшественника, французского органиста и композитора Николя де Гриньи (1672–1703) окаймляла сочинения самого автора-исполнителя. Прозвучали «Три пьесы для органа», музыка яркая, живая и образная; «Фрески и витражи» для органа и баяна (баян — солист БГФ Михаил Токаев) и Фантазия памяти Николая Сидельникова (Николай Сидельников — педагог К. Уманского по композиции в Московской консерватории).

Композитор Владислав Казенин

Сочинения, подобные двум последним композициям Уманского, более уместные скорее на фестивалях авангардного толка, исполняются на белгородской сцене всё чаще, хотя и достаточно осторожно. Выступление Кирилла Уманского, ученика известных советских педагогов-органистов Леонида Ройзмана и Светланы Бодюл, оставило впечатления, хотя может быть ещё не до конца осознанные, но несомненные в своей масштабности и серьёзности.

В. Алиев, Е. Барбашова, В. Казенин

Прошедшие два концертных дня показали (как справедливо заметила их ведущая Наталья Гирявенко), какие разные явления скрываются сегодня под словами «музыка современных авторов». Тем более важны и ценны сегодня усилия всех тех творцов и исполнителей, которые стараются донести до интересующейся и думающей публики свои мысли и представления о современности.

Дата публикации
24.11.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме