Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Праздник музыки нового времени в Белгороде

На этой неделе в Белгороде гостит делегация Союза композиторов России, в программе пребывания которой — участие в совместном с Белгородской филармонией проекте, пропагандирующем музыку нового времени, мастер-класс для начинающих музыкантов Белгородчины и обсуждение тенденций современной музыки.

22 и 23 ноября в трёх филармонических залах — Большом, Малом и Органном — будет господствовать музыка современности, в том числе и в авторском исполнении. Драматургия концертных программ музыкального проекта выстроена так, чтобы дать возможность белгородским слушателям максимально широко познакомиться с творчеством композиторов – наших современников, в чьих произведениях нашли отражение наиболее характерные тенденции музыки нового времени.

Рашид Калимуллин и Владислав Казенин в Белгороде

Перед стартом цикла концертов гости Белгорода — председатель правления Союза композиторов России, народный артист РФ, композитор Владислав Казенин, секретарь СК РФ, председатель Союза композиторов республики Татарстан, народный артист РФ и Республики Татарстан, композитор Рашид Калимуллин и секретарь СК РФ, доцент Московской консерватории, член Ассоциации современной музыки, лауреат премии имени Дмитрия Шостаковича Кирилл Уманский, а также доктор искусствоведения, профессор Ростовской консерватории Анатолий Цукер — встретились за «круглым столом» с представителями белгородской музыкальной общественности, чтобы обсудить тенденции развития музыки современной России.

По мнению музыковеда Анатолия Цукера, мы живём в эпоху постмодернизма, когда переоцениваются ценности, нарушается ранее сложившаяся иерархия и в современной музыке нельзя определить какие-то генеральные тенденции. Современные нам композиторы находятся в поле поиска, поэтому сочиняемая сегодня музыка — разная, один и тот же композитор может органично существовать в рамках самых разных направлений, будь то авангард, поп-музыка или академизм.

Кирилл Уманский

При этом, как отметил композитор Кирилл Уманский, в целом в современной академической музыке ощущается крен в элитарность, в ней, за редким исключением, трудно услышать «стержневое гражданское звучание в искреннем посыле». Творящим сегодня композиторам-академистам необходимо научиться «дышать воздухом всего окружающего», так как, по словам Кирилла Алексеевича, проблематика глобального значения сегодня перешла в рок-музыку (акции «рок против наркотиков», «рок против войны» и т. д.), и этому должны что-то противопоставить композиторы современной тональной академической музыки.

Композитор Владислав Казенин считает, что в современной музыке сейчас происходят очень интересные и сложные процессы, один из примеров которых — тенденция к глобализации. По словам Владислава Игоревича, такая музыка тоже имеет право на существование, но на его взгляд, она, как правило, «сконструирована» — в ней не чувствуется души и биения сердца композитора. С этим согласен и композитор Рашид Калимуллин: «Сейчас есть технологии, но нет музыки, и молодые композиторы, увлекаясь технологиями, забывают о стержне…»

Евгений Алешников и Анатолий Цукер

Поэтому, как убеждён председатель правления Союза композиторов России, сегодня задача насчитывающей десятилетия успешной деятельности композиторской творческой организации в том, чтобы не только сохранять добрые традиции нашей великой музыкальной культуры, но и создавать для нынешних композиторов необходимые условия для работы, их профессионального роста. Не менее важная задача — находить новые пути во имя пропаганды современной музыки и знакомства широких масс с именами композиторов-современников.

Кстати, Союз композиторов ещё в 1991 году в содружестве с Московской консерваторией запустил уникальный проект «Новое передвижничество», пропагандирующий музыку композиторов современности. За эти годы с разными музыкантами, исполнителями и программами эта грандиозная просветительская акция была в центре внимания более чем в 40 городах страны. Беспрецедентный проект («акт общения» — как охарактеризовал проект В. Казенин), уже удостоенный Государственной премии РФ, продолжает успешно существовать и поныне.

Директор БГФ Светлана Боруха сообщает о награждении Почётной грамотой Минкульта Рашита Нигаматуллина

«Музыкальное передвижничество», новая для Белгорода форма концертной программы, своей целью также ставит задачу убедить слушателя в том, что музыка жива, движется вперёд, и сегодня есть авторы, которые создают яркие произведения, представляющие российскую школу. А белгородцы получают уникальную возможность вживую познакомиться с музыкой, которую практически невозможно услышать в эфире радио или телевидения.

Кстати, музыка ныне живущих композиторов звучит в абонементных концертах Белгородской филармонии на протяжении всего творческого сезона, а будущей осенью, как рассказал художественный руководитель Белгородской филармонии Евгений Алешников, в Белгороде состоится очередной традиционный фестиваль современной музыки. В нём примут участие симфонический оркестр БГФ, Оркестр русских народных инструментов и Концертный оркестр духовых инструментов. В Малом зале БГФ в рамках фестиваля будет звучать камерная музыка, а в Органном — современные произведения, написанные для «короля музыкальных инструментов».

Художественный руководитель БГФ Евгений Алешников и музыковед Анатолий Цукер

Отметим, современная музыка в исполнении оркестров Белгородской филармонии звучит не только на местной сцене. Симфонический оркестр БГФ под руководством заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина принимал участие в концертах Международного фестиваля «Московская осень – 2012» и в честь празднования 50-летия Союза композиторов РФ в Московском Доме композиторов. В программу юбилейного концерта тогда были включены произведения композиторов Москвы, Санкт-Петербурга и Белгорода (Юрия Мишина и Елены Латыш-Бирюковой).

С неизменным успехом проходят на столичной сцене Российской Академии музыки выступления одного из старейших творческих коллективов Белогорья — Оркестра русских народных инструментов поду управлением заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова в рамках программ фестиваля «Музыка России», национального смотра современной музыки для русского народного оркестра.

Произведения, написанные композиторами Белгородчины, благодаря укрепившемуся многолетнему продуктивному сотрудничеству, всё чаще включаются в программы музыкальных акций, проводимых под эгидой Союза композиторов России. Один из недавних примеров — прошедший осенью этого года ежегодный праздник музыки «Композиторы России — детям Подмосковья».

В его рамках артисты Детского авторского музыкального театра «Звуки музыки» Белгородского государственного центра народного творчества познакомили слушателей нескольких городов Подмосковья с музыкально-драматическим представлением «Нам дорог этот мир» (музыка Николая Бирюкова) и мюзиклом «На чудесном острове Буяне» белгородских композиторов Е. Латыш-Бирюковой и Николая Бирюкова.

А впереди — планов громадьё, ведь как признался Владислав Казенин, Белгород обладает мощным творческим потенциалом, превосходным трёхзальным «храмом музыки» и тонко чувствующим и воспринимающим слушателем. В том числе и новую музыку нового времени разных школ и направлений.

 

Дата публикации
23.11.2013 г.

Топ новости

Новости по теме