Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Если бы не песня, мы бы согнулись…»

Бесконечно играя свадебную плясовую «А городянка ж, девушка», бабушки из фольклорного ансамбля «Сударушка» Бутовского Дома культуры Яковлевского района, который в этом году празднует 30-летний юбилей, на сцене Белгородского государственного центра народного творчества рассказывали зрителю жизненную историю.

В старинных русских песнях (в науке называемых «аутентичными», то есть подлинными, первозданными, первоначальными) куплетов по пятьдесят, а то и больше. Кажется, конца и края им нет. В этих песнях — вся жизнь. На заключительном этапе VI областного фестиваля самодеятельного творчества граждан старшего поколения — членов Союза пенсионеров России «И дышит, памятью волнуясь, вся Белгородская земля» — они были единственными среди выступавших 30 коллективов, кто исполнил старинную композицию.

Эта уникальная по сегодняшним меркам, песня, любимая нашими предками, — не для сценической культуры, она родилась в крестьянском быту, в русском поле, в русской избе — если хотите.

Ансамбль «Сударушка»

Поэтому артисткам из народа — старожилам сёл Черкасское и Бутово — её не дали доиграть (раньше песни «играли»): недопустимо по регламенту фестиваля. Заворожённый зритель не отпускал фольклорных исполнительниц — так хотелось дослушать, хоть и непонятные на слух, но подсказанные сердцем, волшебные песенные строки — живую нить, которая связала нас с нашими прабабушками и прадедушками.

«Мы и половины не сыграли», — сказали, слегка разочаровавшись, бабули. Да и неловко называть их бабулями — столько в этих красных девицах, убелённых сединами, разодетых в настоящие народные костюмы (высокое произведение искусства!) — жизни, летнего дыхания полей, берёз, полевых цветов, весеннего пробуждения русской природы! Королевы красоты, добрые, трудолюбивые, преисполненные любви к человеку, жизни, травинке, былинке, каждой прожитой секунде. Царицы белгородской народной культуры. Сегодня они редкие экспонаты народного искусства. Диковинка для современного общества. Но, подсказывает внутренний голос, воплощение первозданности русской души. Эдакие красавицы в домотканых льняных рубахах и косоклинных сарафанах, украшенных парчой, лентами, бархатом и красным штофом, с «зямчужными» украшениями на груди.

«Столько украшений, аж шея гнется, — с гордостью демонстрируют мне нитки жемчуга и продолжают рассказ о своих нарядах. — Нашим костюмам уже по 200 лет. В них родители когда-то в праздники выходили на луг к берегу реки и плясали, водили танки и карагоды, устраивали игры и забавы».

Озираяясь по сторонам на концерте, артистки не на шутку расстроились, когда увидели других певиц в красивых стилизованных костюмах: «У нас платья залатанные, а у них, смотри-ка, какие блескучие!». «Да вы же клад, на вес золота, — кто-то успокоил. Сейчас мало таких как вы».

Когда-то в ансамбле на протяжении 45 лет пели 18 человек, а сегодня — пять: Вера Сальтевская, Мария Сальтевская (самая молодая — 67 лет), Ольга Романькова из села Черкасское и Мария Макарова, Елена Куницына (самая старшая в ансамбле — 80 лет) из села Бутово. Последние из могикан.

«Спасибо богу, что мы живы», — говорят они, те, которые поют всю жизнь, и русскую песню впитали с молоком матерей. — Раньше мы собирались у кого-нибудь дома и пели до утра, а теперь нас часто приглашают выступать на праздничных мероприятиях. Мы уже почти весь район обкуралесили, часто гастролируем по области. Играем календарно-обрядовые, семейно-обрядовые и необрядовые песни (хороводные, плясовые, лирические и др.) песни».

«90 лет, а она гопает на сцене, аж пол дрожит, — подшучивают друг над другом певуньи. — Ничего, надо скакать посильнее — хай завидуют».

«Городянку» в нашем селе Черкасское играли на княжой вечер, — вспоминают старожилки белгородских сёл. — На княжой ужин, княжой обед — можно этот свадебный обряд и так, и так называть. Это свадебный пир в конце гулянья, когда все обряды прошли (приехали поезжане, выкупили невесту, её косу, место для жениха, благословили молодых, они обвенчались, невесту повили, посмотрели приданое, одарили), и начался свадебный («красный») пир с величанием молодых, бояр, гостей.

Артистки Ансамбля «Сударушка» на фестивале в Белгороде

Молодые сидели под «святыми», гости — рядом, строго следуя правилу родства. Жениха и невесту обыгрывали величальной песней. Когда гости напивались и становились уже «поддатые», то затягивали «…городянка-девушка, городянка красная. В городе родилась, а в деревне замуж вышла за богатого мужика. А потом тёща зятя любила. Часто в гостюшки ходила. Она зятя хвалила. Лёли-лёли, лелёшенки…». Эта песня о том, как городская девка, в посаде выросшая, в деревне нашла жениха и вышла за него, но сама-то ни на что не гожая, к хозяйству деревенскому не приспособленная. Д

евушка должна ткать, а она ничего не умеет, и муж хороший, но лодырь, сельской местности не подходит… Раньше мы эти песни играли с мужиками, которые так хорошо танцевали. Эх, они бы сейчас дали гопака».

Артистки уверены, что их песни непонятны никому, а наши современные не укладываются в их седых головах: «Ну, у вас и песни: гав-гав-га-гав, бух-бух-бух-бух…! Ничего, мы сабе такие песни будем петь — свои родные, черкасские да бутовские».

Василий Логвинов и Наталья Дудникова

…В праздничный день на сцену выходили лучшие творческие коллективы — победители зональных этапов фестиваля Белгородского, Волоконовского, Корочанского, Прохоровского районов, и представляли концертные программы в двух тематических блоках — военного и послевоенного времен. Исполняли русские народные, лирические песни, частушки, читали стихотворения, басни. И поражали прямо в сердце — в приятном смысле слова — талантом, искренностью, жизнелюбием, озорством.

Как песни русские хороши, в особенности частушки! Василию Егоровичу Логвинову и Наталье Федоровне Дудниковой из Ракитянского района подпевал весь зал, безудержно аплодировал и без умолку смеялся, до того весело и по-озорному они пели плясовые частушки:

«Ох, лапти мои, лапатушечки,
Ну, посмотрите на них, как игрушечки».

Дед Василий эту частушку сам сочинил. «Я родом из села Лаптевка, и поэтому родилась идея выступать в лаптях. Я пошел по деревне, и у соседей в сарае нашёл лапти. Я их подремонтировал, лаком покрыл, оборки приделал, и лапти получились отличные. Заиграли на солнце, заблестели».

«Ох, бей, Матвей, не жалей лаптей
Старые побьются, новые сплетутся».
«Ох, лапти мои, четыре оборки.
Хочу — дома заночую,
Хочу — у Егорки».

Частушечникам по 73 года, живут в разных селах, но судьба распорядилась так, чтобы они соединились в творческом тандеме и гастролировали по области и покоряли публику гармоничностью, талантливым исполнением частушек, лирических песен, стихов. «Я Наталью знаю с детства, — рассказывает Василий Егорович. — Она не требует ни гонораров, ничего». Сегодня Наталья Федоровна аккомпанировала на баяне и пела:

«Раз, два, три раза, зеленые веники
Если я не хороша, привези с Америки».
«А мой милый хитер-хитер,
На козе уехал в Питер,
А я маху не дала —
На кобыле догнала».

Иван Цыганков из Волоконовского района (73 года) работает до сих пор трактористом, с 16 лет уже артист, и он не только поет (со своей супругой более 40 лет ходит в местный Грушевский сельский Доме культуры — в ансамбль «Сударушка», вместе выступают, ездят в села с концертами), но и басни пишет (о своих друзьях, односельчанах).

«Дивную пару» я рассказываю зрителям уже 20 лет, каждый раз, перед выходом на сцену я её дополняю. Эта басня о том, как дед-кузнец женился не первый раз и в Москву попал в пятый раз». И танцует — цыганочку, кадриль, яблочко и др.

Артисты из народа, люди старшего поколения, прошедшие войну, восстановившие хозяйство, пропустившие через свою жизнь тяготы и лишения, пели, плясали на фестивале, такие молодые и жизнерадостные, и через творчество учили нас самому простому — доброте, жизнелюбию, учили любить русскую песню, малую родину.

Дата публикации
02.12.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме