Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Искусство вне границ в художественном музее

На уходящей неделе, 11 декабря, в Белгородском государственном художественном музее состоялось открытие небольшой, но монументальной по своему смыслу выставки графики, о чём свидетельствует и её название — «Искусство вне границ». И с этим нельзя не согласиться!

Какими бы не были различными человеческие взгляды и убеждения, ничто так не объединяет всех нас — людей живущих на планете — как искусство, в котором отражаются истинные категории человеческой души. Концепционным акцентом выставки стали аксиологические функции и роль гуманистического искусства.

В Белгородском государственном художественном музее открылась выставка «Искусство вне границ»

Но рождается вопрос, почему из всего видового разнообразия изобразительного искусства кураторы выставки избрали только графику?! По мнению сотрудников музея, точнее сложившуюся целостную систему взглядов и широкое течение мысли на понятие общечеловеческих ценностей отражает именно графика — древнейшее из изобразительных искусств.

Минимальный изобразительный графический набор: пятно, линия и монохромный цвет в меньшей степени отвлекает в произведении на эстетические эмоции, чем богатая на краски живопись, и тем самым, глубже увлекает своего созерцателя в смысл и тему, затрагиваемую автором.

Фрагмент экспозиции выставки «Искусство вне границ» в Белгородском художественном музее

В экспозиции представлены в основном произведения из собрания музея. Они утверждают заявленное название выставки широкой географией авторов. Это художники бывших союзных республик СССР, составлявших некогда в ХХ веке единое государство: Эстонии, Латвии, Грузии, Азербайджана, Украины, а также Венгрии — страны входящей в состав социалистического лагеря.

Фрагмент экспозиции выставки «Искусство вне границ» в Белгородском художественном музее

Грузинский художник Г. Глонти, азейбарджанский скульптор, график и режиссёр С. Курбанов, прибалтийские графики Б. Анцане, В. Толии, известный венгерский художник Ф. Бордаш говорят со зрителем на понятном каждому языке, независимо от того, кто ты — китаец или русский, англичанин или француз, мексиканец или немец, не разделяют национальных, гендерных и религиозных принадлежностей.

Архитектурный пейзаж старого Будапешта Бордаша Ференца

И даже свойственная многим художественным произведениям недосказанность здесь не является помехой, а естественной точкой молчания, вмещающей в себя взаимопонимание.

Экспозиционным акцентом выставки «Мскусство вне границ» стали две работы: «Девушка» Санана Курбанова и «Ветеран» Кролле Ингуна. В первой художник Санан Курбанов намеренно усредняет черты портретируемой до рафаэлевского образа эпохи Возрождения, обращаясь к гуманистическому искусству прошлого.

«Девушка» Санана Курбанова  «Ветеран» Кролле Ингуна

Автор буквально разрывает идеализированный портрет пополам линией, переходящей в цветок — он проявляется в первую минуту созерцания, а потом изящное растение превращается в разлом, в котором вырастают горы, монументальные складки земли, символизирующие глубину, сложность и необъятность внутреннего мира человека. Художник призывает помнить о том, что внешность — лишь оболочка главного — содержания.

Кролле Ингуна, напротив, в своём портрете обращается именно к внешности. Она усиливает глубину морщин старого, видавшего войны и смерти человека и превращает лицо живого человека в кору дерева, искорёженный мертвый ствол которого парит в небе над его головой, как символ всего пережитого и прожитого, как символ трагедии одной судьбы.

«Дуэт» Виве Толли

Человек в мире и мир в человеке — это главное, что акцентируется в любой работе, будь то архитектурный пейзаж старого Будапешта Бордаша Ференца, рыбацкие мотивы Уласа Пээтера и Аррака Хенно, а музыкальный мотив, как мелодия души каждого народа, пролёг красной нитью через всю экспозицию в работах «Музыка» Ивана Остафийчука, «Дуэт» Виве Толли, «Шарманщик» Гурама Глонти.

«Шарманщик» Гурама Глонти

Как и любая выставка графики, каждый экспонат требует к себе сосредоточенного внимания, работу невозможно увидеть, а тем более достичь её смысла, не уделив ей некоторое время.

Всё это способствует погружению в тему и смысл выставки. Даже из расчёта по 2 минуты на экспонат, надо рассчитывать, что вы проведёте здесь не менее получаса. И эти полчаса, рассматривая работы и рассуждая о тех вещах, что относятся к жизни и нравам, которые совершенствуют и украшают человека в глобальном смысле, вы пробудете в рядах гуманистов и далёкого прошлого, и ещё недавнего прошлого — XX века, а сами будете представлять гуманистов настоящего!

Дата публикации
15.12.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме