Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Корабль искусства «Арт-Навис» причалил в Белгороде

Выставка молодых художников владимирского творческого объединения «Арт-Навис» открылась 13 декабря в Белгородском художественном музее в рамках музейного проекта «Молодые художники». В экспозиции представлены 17 живописных работ одиннадцати молодых авторов.

Это в основном пейзажи, а также портреты и натюрморты различной стадии завершенности, формат которых — от маленького этюда в витрине до работ метровых картинных размеров. Объединила авторов общность художественных взглядов, любовь к колористической живописи и одна пройденная школа под началом педагога и художника Вячеслава Конотопова.

Выставка молодых художников владимирского творческого объединения «Арт-Навис» открылась в Белгородском художественном музее

Уже несколько лет участники творческого объединения «Арт-Навис» выставляют свои работы на групповых и персональных выставках в городах Владимирской области, а в начале 2013 года их крупная выставка прошла в зале государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» в Москве.

Владимир — город, известный своими художниками, а в профессиональной среде ещё с 1970-х годов существует понятие «владимирская школа», которая в первую очередь ассоциируется с пейзажной живописью. Вот и художников объединения «Арт-Навис», как живописцев, с первых же выставок в народе стали сравнивать с художниками старшего поколения (К. Бритовым, В. Кокуриным, Юкиным и др.), которые в 1960–1970-х годах, следуя стремлению к насыщенному цвету, сделали «революцию» в русской пейзажной живописи, заявили и утвердили свое новое яркое «художественное слово».

Художник и куратор выставки объединения «Арт-Навис» Марина Зерщикова

По словам художника и куратора выставки со стороны объединения Марины Зерщиковой, программная установка художников объединения — «писать» на эмоциях, полученных от увиденного, не углубляясь и не вдаваясь в философские аспекты бытия. Это очень близко принципам импрессионизма и другим художественным направлениям прошлого, где техника живописи и цвет ставились во главу всего творчества, отчасти это характерно и для «владимирской школы».

«Пушкарская слобода» Вячеслава Конотопова

Но с первого взгляда на выставку появляется сомнение, насколько справедливо сравнение художников «Арт-Навис» с владимирцами! «Владимирских художников» в привычном нам ассоциативном ряду вы на выставке не увидите. Ближе всех к ним по цвету и содержанию лишь жанровая картина «Пушкарская слобода» организатора и основателя данного объединения Вячеслава Конотопова и этюд Савельевой Евгении «Суздаль. Солнце. Вид на Кремль».

Белгородцы знакомятся с творчеством художников владимирского объединения «Арт-Навис»

Возможно, «Арт-Навис» сравнивают с «владимирской школой» из-за принадлежности их учителя к тому поколению художников, а, возможно, здесь больше бытовых причин, и такое сравнение родилось потому, что участники объединения стоят особняком от общих тенденций развития современной владимирской живописи. Но работы молодых художников на данной выставке, скорее, более близки к русскому импрессионизму и реализму.

Фрагмент экспозиции выставки «Арт-Навис» в Белгороде

Безусловно, пастозного намеса краски и цвета в работах объединения «Арт-Навис» в изобилии. Экспозиционными акцентом выставки в Белгородском художественном музее стали натюрморты Михаила Герасимова и Петра Петяева. Смотрят художники на предметный мир по-разному, но их многое объединяет — это, в первую очередь интерес к цвету, и во вторую, полное равнодушие к пространству и предметной форме. Михаила Герасимова интересует лишь вибрация цвета и его взаимодействие в предметах, что придает его работам ассоциацию с живописной мозаикой.

«Ночное дыхание» Ильи Конотопова

Петр Петяев, напротив, «уважительно» относится к локальному цветовому пятну, успешно компонует и стилизует орнаментальные рисунки драпировок, уводит натюрморт в декоративные отношения, но останавливается у тонкой черты и почти везде сохраняет сложный живописный намес каждого цветового пятна.

Поучителен для всех, кто постигает азы живописи, ночной пейзаж Ильи Конотопова. Любой, кто когда-либо брался «рисовать красками», знает, как сложно передать красоту ночи и чёрного цвета, которого на самом деле в природе не существует — он лишь сложное соединение других цветов.

Дарья Иванилова «Мужчина с трубкой»  Фрагмент экспозиции выставки творческого объединения «Арт-Навис» в Белгородском художественном музее

Художники объединения «Арт-Навис» пробуют эмоционально подать и портретируемого человека. Сходство, безусловно, в данном жанре важная задача, но не самая главная для Иваниловой Дарьи в работе «Мужчина с трубкой» и Савельевой Евгении в «Портрете Антона».

Дарья Иванилова черты лица натурщика передает очень обобщенно, а Евгения Савельева почти отворачивает «Антона» от зрителя. Но за эмоциональными задачами они потеряли правильные анатомические пропорции, и весьма реалистический рисунок их живописи лишь подчёркивает данный факт. И если у Евгении в портрете идёт акцент на жест рук, что оправдывает увеличенный размер кистей и зритель с этим соглашаешься, то у Дарьи вопросы к перспективе фигуры — это наводит на подозрение о частой ошибке молодых художников, когда они слишком близко располагаются от изображаемого объекта. Нередко это связано с бытовыми условиями, малым пространством мастерских, где работают художники, но это не оправдывает конечный результат и данная ошибка кажется просто досадной.

Работы Е. Савельевой и В. Конотопова

Нельзя не отметить за живописные качества пейзаж Ёжкина Антона и Александра Звягинцева, который своей манерой и колоритом отчасти ассоциируется с знаменитым художником и искусствоведом Игорем Грабарем.

И если, глядя на работы некоторых авторов выставки всё же можно порассуждать о «владимирской школе», то рядом с пейзажем промзоны Марины Власовой и представленными на выставке работами Марины Зерщиковой об этом речи быть не может.

«Пасмурная» серебристость живописи Зерщиковой эмоции, конечно, вызывает, но совсем не те, что работы остальных авторов выставки, и качество этих эмоций скорее уводит в задумчивость. А её пейзаж «Современность» и вовсе претендует на философское содержание, от чего пока сами художники объединения открещиваются как от творческой цели и задачи.

Годы пройдут, и время покажет, кто кем станет и чему будет верен в искусстве, и будет ли кто-то из авторов выставки, действительно, продолжателем «владимирской школы», или совершит свой «художественный прорыв».

Дата публикации
15.12.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме