Новости и обзоры событий культурного Белгорода



На пути к красоте и смыслу

В минувший четверг, 27 марта, в Белгородском художественном музее открылась выставка «Путь к красоте и смыслу. Олег Кузнецов и ученики», не только знакомящая белгородцев с произведениями нашего современника, санкт-петербургского художника и педагога Олега Кузнецова, но и ставящая очень важный акцент на роль учителя в формировании Художника.

Наглядным доказательством этому становятся представленные в экспозиции работы трёх учеников Кузнецова, давно уже ставших зрелыми самобытными мастерами, но не утративших в своём творчестве связи с учителем. Это заслуженный художник РФ Николай Москалёв из Пскова, Сатта Хашем, ныне проживающий в Великобритании, и уроженец Белгородской области, санкт-петербургский художник Иван Несветайло, который и стал организатором данной выставки.

Организатор выставки «Путь к красоте и смыслу. Олег Кузнецов и ученики» санкт-петербургский художник Иван Несветайло

В экспозиции представлено сорок пять графических и живописных работ. Широк и хронологический аспект — на выставке экспонируются работы, созданные художниками за последние сорок лет. По мнению организаторов выставки, подобный срез позволяет выстроить наиболее убедительный визуальный ряд, по которому возможно проследить верность Олега Кузнецова и его учеников своим идеям и целям в искусстве, общность взглядов.

В Белгороде начала работу выставка «Путь к красоте и смыслу. Олег Кузнецов и ученики»

Поскольку заслуженный деятель искусств РФ Олег Кузнецов — главная «фигура» данной выставки, его работ в экспозиции значительно больше. Они раскрывают зрителю художника-монументалиста, многие годы работавшего по авторской экспериментальной программе в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица (бывшей им. Мухиной), в совсем ином качестве — в малом формате, который определенно стал уникальной линией в творчестве художника.

Фрагмент экспозиции выставки «Путь к красоте и смыслу. Олег Кузнецов и ученики» в Белгородском художественном музее  Фрагмент экспозиции выставки «Путь к красоте и смыслу. Олег Кузнецов и ученики» в Белгородском художественном музее

А вот среди работ его учеников не стоит искать и ожидать тех, которые похожи на опубликованные в каталогах и Интернет-пространстве, которые каждый из них назвал бы «лицом» своего творчества, ведь все они — выпускники отделения монументально-декоративной живописи, и большой станковый формат им не чужд, а скорее даже наиболее характерен.

В экспозиции не найдется и формата А3. Это как бы промежуточный поиск в творчестве отвлечённо интеллектуального характера. Роль и цель участия бывших однокурсников в этой выставке иная — рассказать об учителе и его школе в искусстве как философии, ставшей общей для всех.

Фрагмент экспозиции выставки «Путь к красоте и смыслу. Олег Кузнецов и ученики» в Белгородском художественном музее

Цвет — вот что главное на этой выставке. Цвет становится тем, что поражает и восхищает с первых шагов по экспозиции, что притягивает к работам Олега Кузнецова. Но ещё больше поражает, когда понимаешь, что они написаны гуашью на бумаге, красками, которые принято относить к графике за низкие цветовые качества и белесый пигмент.

Он разрушает эти стереотипы и доказывает, казалось бы, невозможное — его гуашь светится цветом, а порой затягивает глубиной оттенков. В другой же работе художник наоборот пользуется эффектом «разбела» и создаёт сдержанные композиции на тонких отношениях цвета. Сам Олег Кузнецов всё созданное им относит к «цветовому, знаковому символизму».

Фрагмент экспозиции выставки «Путь к красоте и смыслу. Олег Кузнецов и ученики» в Белгородском художественном музее  Экскурсию по выставке проводит Иван Несветайло

Его живописные «сюжеты» чаще всего не несут зрителю конкретных тем, идей и смыслов, не иллюстрируют прошлое или настоящее, не повествуют историю. И в то же время, в отличие от абстракции некоторых работ его учеников, не лишают зрителя некоторой фигуративной конкретики, где мы можем узреть натюрморты с цветами и фруктами, портрет с театральной маской, силуэты ангелов.

Он пишет маленькие картины, совмещая в них отзвуки реальной повседневности с атрибутами других культур. Но всё это скорее отвлечённые образы вне времени и пространства, созданные как искусство ради искусства. А это очень повышает планку сложности для зрителя, которому проще оценивать изобразительное искусство с иллюстративной точки зрения.

Фрагмент экспозиции выставки «Путь к красоте и смыслу. Олег Кузнецов и ученики» в Белгородском художественном музее  Фрагмент экспозиции выставки «Путь к красоте и смыслу. Олег Кузнецов и ученики» в Белгородском художественном музее

И вот после попытки конкретной узнаваемости мы снова обращаемся к цвету и пластике рисунка, линии, пятна в работах художника. И мы можем наблюдать, что цвет как всеобъемлющее понятие красоты и самоценности в искусстве Олега Кузнецова, переходит и в работы его учеников.

Цвет приобретает восточную звенящую активность и насыщенность у Сатта Хашема, экспрессивную напряжённость в композициях Ивана Несветайло и Николая Москалёва. И неважно, какой это материал: масляная живопись, смешанная техника (гуашь, коллаж) или темпера — везде цвет и цветовое пятно — это главное.

В Белгородском художественном музее открылась выставка «Путь к красоте и смыслу. Олег Кузнецов и ученики»

Олег Кузнецов смог привить своим ученикам особое отношение к цвету, научил их видеть и понимать цвет не как данность, которую можно сформулировать в определении «жёлтое платье», «синий чайник», а как нечто большее и значительное.

Принято считать, что в изобразительном искусстве рисовать, то есть рисунку, можно научить каждого, а цвету, если не родился от природы «живописцем», не научишь. Но что-то на выставке интуитивно подсказывает, что Олег Кузнецов с этим не согласен и может раскрыть внемлющему ему — своему слушателю, ученику и даже зрителю на выставке — мир цвета!

Дата публикации
30.03.2014 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме