Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Белгородская филармония закрыла сезон оперой «Иоланта»

6 июня в Большом зале Белгородской государственной филармонии на закрытии 48-го сезона прозвучала опера П. И. Чайковского «Иоланта». В концертном исполнении оперы с симфоническим оркестром БГФ под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и Камерным хором филармонии (главный дирижёр — Елена Алексеева) выступили ведущие солисты филармонии, а также приглашённые московские солисты Чингис Аюшеев (тенор) и Сергей Плюснин (баритон).

По традиции, перед началом последнего концерта сезона слово было предоставлено заместителю начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области — начальнику управления культуры Белгородской области Сергею Курганскому и директору Белгородской Государственной филармонии Светлане Боруха.

Сергей Иванович поздравил и вручил Почётные грамоты Губернатора Белгородской области за плодотворную работу художественному руководителю БГФ и главному дирижёру оркестра русских народных инструментов Евгению Алешникову; руководителю Камерного оркестра, бессменному участнику и одному из организаторов Международного музыкального фестиваля «Борислав Струлёв и друзья» Наталье Боровик; композитору Юрию Мишину, долгие годы руководившему Белгородским региональным отделением Союза композиторов РФ.

Светлана Юрьевна пригласила слушателей бросить взгляд на ретроспективу ушедшего сезона, отметив его немалые творческие и финансовые достижения, а затем заглянула в перспективу, особо подчеркнув приглашение белгородского симфонического оркестра во главе с Рашитом Нигаматуллиным открывать один из абонементов Московской филармонии в октябре 2015 г.

Затем слово взяла музыка. Концертное исполнение последней оперы великого русского композитора стало завершающим торжественным аккордом череды концертов, приуроченных в Белгородской филармонии к 175-летию П. И.Чайковского.

Вчерашнее исполнение «Иоланты» в Белгороде не было, однако, премьерой. Первое белгородское исполнение «Иоланты» состоялось — также в концертном исполнении под управлением Александра Шадрина — на открытии 34-го филармонического сезона (2000–2001 гг.). Партию Иоланты тогда исполняла солистка ГАБТа, лауреат международных конкурсов Юлия Замятина; в остальных партиях выступили солисты Харьковского театра оперы и балета, а также солисты (мужские партии) белгородской филармонии.

Давнюю премьерную и нынешнюю юбилейную соединили ветераны белгородской вокальной сцены: заслуженный артист РФ Владимир Бойко и народный артист РФ Евгений Григорьев, причём в обеих постановках Евгений Григорьев исполнял партию короля Рене.

Однако если 15 лет назад премьера не могла бы состояться без приглашённой главной героини, то в юбилейном исполнении в заглавной партии блистала молодая солистка БГФ, лауреат международного конкурса Галина Зольникова.

Её окружали признанные блестящие мастера российской оперной сцены — солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, лауреат международных конкурсов Чингис Аюшеев (граф Водемон) и солист Государственного академического Большого театра России, лауреат международных конкурсов Сергей Плюснин в партии герцога Бургундского Роберта. Можно отметить, что из десяти сольных партий «Иоланты» восемь были исполнены белгородскими артистами.

Хор и оркестр, исполнительский уровень которых был выше всяких похвал, стали другой главной составляющей превосходного музыкального воплощения одного из самых светлых, гармоничных и жизнеутверждающих оперных творений великого русского композитора.

Камерная «Иоланта» — едва ли не самое любимое оперными театрами и концертными сценами музыкально-театральных произведений Чайковского. При всём её музыкальном и смысловом богатстве, опера очень компактна и динамична, и слушается, что называется, на одном дыхании.

Светлая, лиричная и философская сказка о прозревшей от врождённой слепоты принцессе, которая, наряду с даром видеть обрела также и настоящую любовь, воплощены в музыке Чайковского с только ему присущей пламенной силой, с мятущимися взлётами от элегической сумеречности (ариозо Иоланты «Отчего это прежде не знала»; ария короля Рене «Господь мой, если грешен я») к сверкающим восторгам любви и радости (ария Роберта «Кто может сравниться»; дуэт Иоланты и Водемона «Чудный дар природы вечной»).

Концертное исполнение «Иоланты», «отключённое» от визуального ряда, ещё раз показало преимущества такого исполнения, а именно полноту воплощения её чисто музыкального содержания. В этом варианте слушатель без каких либо отвлечений может следить за процессом музыкально-драматургического развития оперы — как в целом, так и на каждом его этапе, как и в линиях развития главных персонажей.

Симфонизм «Иоланты» — а партитура оперы отличается необычайной тонкостью и богатством красок — Рашит Нигаматуллин выявляет с предельной рельефностью, начиная с контраста между холодным сумрачным звучанием деревянных духовых во вступлении и светлым лучезарным звучанием скрипок и арфы, открывающим 1-ю сцену (сад в замке Иоланты).

В воплощении образа Иоланты — одного из самых нежных, лирически-трепетных женских образов в русской опере — Галина Зольникова показала уверенную зрелость настоящего вокального мастера. Её сильное «серебристого» оттенка сопрано гибко наполнялось множеством нюансов — от робкого полушёпота до полётных и объёмных верхних кульминационных нот.

Белгородская певица была на уровне обоих своих московских партнёров, которые впервые предстали перед белгородской публикой. Сергею Плюснину, обладателю свежего пластичного лирического баритона, достались первые горячие аплодисменты публики после знаменитой арии «Кто может сравниться с Матильдой моей». Не менее горячий приём был оказан и Чингису Аюшееву, чей сильный, мощный и красивый тенор восхитил публику, особенно лёгкостью и стабильностью звучания голоса в верхнем регистре.

Суровая скорбно-патетическая мелодия ариозо короля Рене «Господь мой, если грешен я» в исполнении народного артиста РФ Евгения Григорьева и ария-монолог Эбн-Хакия «Два мира, плотский и духовный» в исполнении заслуженного артиста РФ Владимира Бойко запомнились глубиной проникновения в эмоциональный строй исполняемой музыки.

Прелестным интермеццо в беспокойно-томительной атмосфере начальной сцены прозвучал грациозный женский хор «Вот тебе лютики, вот васильки» и нежно-прозрачная колыбельная «Спи, пусть ангел навевает тебе сны», исполненная трио солисток (заслуженные артистки РФ Нина Стрижова и Светлана Ломоносова и лауреат международных конкурсов Наталья Воскресенская) с женским хором.

Впечатляюще ярко и с большим подъёмом солисты, хор (смешанный) и оркестр провели заключительную сцену, построенную на торжественной гимнической мелодии «Прими хвалу рабы смиренной» — апофеоз света, разума, добра.

И как продолжение финала в зале несколько минут стоял дружный плеск оваций в единодушном порыве поднявшейся с мест публики. Отметим, что опера «Иоланта» прозвучала в Белгороде при поддержке Министерства культуры РФ.

Дата публикации
07.06.2015 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме