Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Здесь живут сказки

До 22 ноября в Белгородском художественном музее будет экспонироваться выставка русской лаковой живописи «Художественные лаки. Где живут сказки. В рамках Года литературы» из собрания музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

Возможно ли, чтобы русская народная традиция оказалась родом из Китая, а пришла в Россию из Германии? Глядя на лаковые миниатюры Палеха, Холуя, Мстёры сомневаться в их «русскости» не приходится, а между тем, у этого промысла весьма замысловатая биография.

Как правило, история возникновения промыслов известна на уровне легенд и слухов. Однако бывают и счастливые исключения: например, доподлинно известно, что «отцом» лаковой миниатюры в России является купец Петр Иванович Коробов, а «рождение» этого промысла произошло в конце XVIII века в селе Данилково, позже объединившимся с селом Федоскино.

Будучи в Германии в Брауншвейге, Коробов посещает мануфактуру по изготовлению лаковых табакерок Иоганна Генриха Штобвассера. Именно тогда у него рождается мысль о создании собственной мастерской.

Первые мастера прибыли из Германии. Они научили изготавливать из картона коробочки и табакерки, шкатулки и ларцы. Сверху на них наклеивались готовые отпечатанные картинки, которые раскрашивали вручную и покрывали лаком.

Этот нехитрый товар стал популярным среди представителей всех слоев населения. Очень скоро художники перестали довольствоваться готовыми картинками и стали сами расписывать шкатулки.

Большим спросом пользовались ларцы и шкатулки с зарисовками из народной жизни — хороводами, чаепитиями, тройками, иллюстрациями к народным песням. Высоко ценились большие шкатулки с копиями известных русских и европейских картин.

Кроме Федоскина, существует еще три российских центра лаковой миниатюры — Палех, Мстёра и Холуй. До 1917 года в этих селах были крупные иконописные промыслы. После Октябрьской революции они переквалифицировались на лаковую миниатюру. Каждый центр внёс свои особенности, стиль, интонации и создал свой, неповторимый художественный язык.

На выставке в Белгородском художественном музее представлены произведения из всех четырёх центров. Ларцы и коробочки, шкатулки и другие предметы обихода, изготовленные в разное время разными мастерами, объединяют литературные сюжеты.

Художники воссоздали чудесный мир сказок А. С. Пушкина и сказов П. П. Бажова, создали иллюстрации к русским народным и советским песням.

Выставка будет интересна и взрослым, и детям. Особый художественный язык понятен каждому, несмотря на свою условность. Он объединил в себе иконописную обстоятельность и народное простодушие, и яркость, радостность цвета.

Мир персонажей лаковой миниатюры — утонченный, стремительный, легкий и бестелесный. Роспись плотно покрывает поверхность предметов. Детальная, тщательная проработка каждого миллиметра завораживает бесконечной вязью мелких подробностей.

Не устаешь удивляться фантазии мастеров и точности, филигранности каждого штриха. 61 предмет экспозиции — это 61 фантастический мир, с его плавным течением времени и повествования.

Чтобы услышать тихую музыку этих сказочных предметов, нужно настроиться, всмотреться. А камертоном пусть станут известные с детства строки из бессмертной пушкинской поэмы об учёном коте, который рассказывает свои сказки под зелёным дубом Лукоморья…

Дата публикации
29.09.2015 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме