Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Педагогика любви и добра Александра Филатова

В Пушкинской библиотеке-музее в рамках Года педагога и наставника прошел вечер памяти белгородского педагога и поэта Александра Филатова.

В этом году Александру Константиновичу исполнилось бы 80. Он родился 25 марта 1943 года. Но и другая дата, печальная, напоминает о том, что жизнь его оборвалась 35 лет назад — 25 октября 1988 года.

Он покинул этот мир до обидного рано — в 45, словно подтверждая, что нет исключений в такой участи — не живут долго большие настоящие поэты. «Поэт уходит молодым, когда душа его в печали…» Но успел сделать столько, что иным и всей жизни не хватит.

Светлые дни в незабвенной Топлинке

Александр Филатов — педагог, наставник, поэт, публицист, активный общественный деятель. И трудно сказать, какая из этих составляющих главная.

Для него важным и нужным было всё — учить детей в родной Топлинской школе и помогать в профессии молодым коллегам, писать потрясающие стихи и прозу и работать с начинающими белгородскими литераторами, заниматься краеведческими поисками и публиковать глубокие и страстные материалы по самым злободневным проблемам бытия. Он торопился жить и успеть сделать как можно больше.

Филатов был известен, его уважали и любили и взрослые, и дети. Молодой сельский учитель пользовался непререкаемым авторитетом в Топлинке. К нему приходили за помощью и советом, с болью и радостью, за общением и светом.

Как когда-то в его школьном детстве любимые учителя научили учиться, любить русскую словесность и согревали детские души в тяжелое послевоенное время, так и он, вернувшись после института учительствовать словесником в родную школу, сеял в душах детей добрые семена.

Александр Константинович не подавлял, не унижал, каждый ребенок был для него неповторимой личностью. Он учил главному — трудиться не ради хорошей оценки, а найти опору в жизни, найти себя.

Он писал: «Школа должна принадлежать детям. Важно, чтобы каждому нашлось место в жизни, достойное его времени. А произойдет это, когда практическая педагогика перерастёт в педагогику любви и добра». И он не уставал быть добрым и лояльным к детям, от него ждали добра и получали добро.

«С каким вниманием слушали его на уроках ученики! Когда он начинал говорить, в классе мгновенно наступала тишина. Дети любили своего учителя. Он мог легко организовать их на любое дело, и они всегда с охотой включались в работу. Что бы Александр Константинович ни мастерил на школьном дворе или у себя дома, вокруг него сразу собирались ученики, завязывался откровенный и непринужденный разговор», — об этом писал коллега и друг Филатова, его ученик в профессии Александр Николаевич Крупенков.

После окончания Белгородского пединститута он начинал учителем в Топлинской школе. Впоследствии стал знаменитым белгородским краеведом, писателем, журналистом. Последние десять лет своей жизни Крупенков работал научным сотрудником Пушкинской библиотеки-музея. И в этом году — уже десять лет, как его не стало.

Александр Николаевич посвятил Филатову очень теплые и трогательные воспоминания «Товарищу по светлым дням в незабвенной Топлинке».

«Александр Константинович с удивительной лёгкостью мог расположить к себе и взрослых, и детей. Как завуч он постоянно посещал уроки своих коллег, проверял их планы. Он был требователен, но никого из учителей ни разу не обидел. Посещаемые им уроки детально анализировались, его замечания и предложения шли учителю только на пользу».

Вспоминает А. Крупенков о долгих интересных вечерах в гостеприимном доме Филатовых. Говорили обо всем, Александр Константинович мог начать или поддержать разговор на любую тему. Внимательно слушал собеседников.

«А когда начинал говорить, споры сами по себе прекращались и все переключались сразу на него. Слушать Филатова было наслаждением! Он обладал необыкновенной способностью заворожить собеседника, увлечь его своей эрудицией, логикой и силой убеждения, — вспоминает Крупенков. — Любой разговор в доме Филатовых в итоге незаметно переходил на литературу и поэзию. Часто эти литературные беседы затягивались иногда до утра. Чуть ли не каждый вечер бывали на этих литературных вечерах и мы — его коллеги-учителя. Вспоминая те пять лет, когда я почти ежедневно общался с Александром Константиновичем, я благодарю судьбу за то, что она свела меня с этим человеком. За то, что у меня, молодого сельского учителя, а потом директора школы, был такой опытный наставник, завуч школы, Учитель с большой буквы, на знания и опыт которого я всегда мог положиться».

Вся жизнь — преодоление

Филатов учительствовал в Топлинке пятнадцать лет. Писал стихи, являя образец настоящей поэзии. С шестнадцати лет прикованный к инвалидной коляске и костылям, он жил полной, насыщенной жизнью. Говорили, что от него исходила какая-то мощная душевная энергия, он никогда не жаловался на недомогания.

Поэт, писатель и друг Филатова Александр Гирявенко писал: «Он был Другом, Душой и Сердцем общения, Учителем. Многим из своего окружения он сократил путь к творческой цели. Он был университетом для окружающих его друзей. Был искренним, творческим, интересным человеком для каждого, кто с ним встречался».

Филатов не смог пережить потери Топлинки. Когда в Белгородском районе запустили «проект века» по строительству так называемого «Белгородского моря», большая территория с десятками деревень подлежала затоплению, а жители — переселению. В том числе и Топлинка.

В неравной борьбе Александр Константинович не смог отстоять родную землю. Топлинку разрушили, уничтожили. Хотя и не затопили. Сердце его обливалось кровью.

Последний угол старины,
Последний дом в глубинах сада…
Легко на всё со стороны
Глядеть, когда рыдать не надо.
Но если в крик душа болит,
Но если в сердце зреют слёзы,
Как мне глядеть на груды плит,
И в землю втоптанные розы?..

С гибелью Топлинки и после переезда в Белгород стала уходить и жизнь Филатова. Он был неизлечимо болен. Квартиру называл «коммуналкой», ощущал себя обреченным на «вечное поселение» в каменных стенах. В стихотворениях предсказывал свой скорый уход из жизни и даже его дату:

Выпал лист, как выпадает снег,
В ночь на двадцать пятое, и вышел
Утром одинокий человек
Починить соломенную крышу.
Вышел, а вернуться не успел…
Говорили всякое в народе:
То журавль колодезный скрипел,
То журавль кормился в огороде,
То исчез за тучами навек…
Всякое в народе повторяли —
Выпал лист. И вышел человек.
И его из виду потеряли.

На вечере в библиотеке звучали стихи Филатова в исполнении воспитанников театральной студии «Играем жизнь» областного Дворца детского творчества (руководитель Н. Ошнуров).

Сын поэта Александр Александрович пел песни собственного сочинения на стихи отца. Поэтесса, редактор журнала «Добродетель» Наталья Дроздова поделилась воспоминаниями о знакомстве с Александром Константиновичем.

А художник Юрий Данченко и фотохудожник Александр Чадюк рассказали, как они оформляли музей А. К. Филатова в белгородской гимназии № 1.

Участники и гости встречи ознакомились также с выставкой изданий из фонда библиотеки — книгами, журналами с произведениями А. Филатова и публикациями о нем.

Дата публикации
31.10.2023 г.
Автор
Фото

Топ новости

Новости по теме