Новости и обзоры спортивных событий в Белгороде



«100 маленьких шедевров» к шереметевскому Фестивалю

В преддверии начала III Фестиваля «Шереметьевские музыкальные ассамблеи» в Белгородском государственном художественном музее открылась выставка русской миниатюры XVIII–XIX веков «100 маленьких шедевров» из фондов Московского музея-усадьбы Останкино, бывшей знаменитой усадьбы и театра графов Шереметевых.

Данный проект проходит как совместное мероприятие Белгородской государственной филармонии и Белгородского государственного художественного музея, поэтому билет на любой концерт Фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи» даст право посетить и уникальную выставку миниатюры.

В Белгородском художественном музее работает выставка «100 маленьких шедевров»

О беспрецедентности данной выставки в Белгороде свидетельствует многое. Во-первых, по словам куратора выставки, заместителя директора по научной работе музея-усадьбы Останкино Варвары Александровны Ракиной, данная коллекция миниатюры раннее не экспонировалась даже в родном музее, и впервые представлена зрителю именно в Белгороде.

Куратор выставки «100 маленьких шедевров» Варвара Ракина

Во-вторых, выставки столь утончённого вида искусств — миниатюры — никогда не экспонировались в нашем городе. Да и сами экспонаты — вещи до невозможности уникальные. Они поражают зрителя не только своей красотой, виртуозным изяществом художественного письма, техникой исполнения, но и своей историей. Ведь миниатюра как вид искусства полностью прекратила своё существование уже к середине XIX века — она была вытеснена быстро развивающейся фотографией.

Техника исполнения впечатляет воображение. Миниатюры писали на картоне акварелью и гуашью, маслом на металлических пластинах, в технике финифти, но наибольшей популярностью за свою красоту пользовалась миниатюра на слоновой кости.

Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее  Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее

Тончайшие пластины из слоновьих бивней толщиной в бумажный лист пропускают через себя свет, а наложение на серебряную или золотую фольгу, которая отражает поступающий свет, позволяла достичь изумительного эффекта «живого тела» с нежным румянцем.

И очевидно, что новым цифровым технологиям, фильтрам Photoshope на фотопортретах современных красавиц далеко до миниатюры XVIII столетия!

Учитывая хрупкость кости, на которой исполнялась миниатюра, и факт того, что с середины XIX столетия количество её больше не пополнялось, все экспонаты выставки в какой-то степени «везунчики».

Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее  Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее

Это произведения, которые «победили» годы и бытовые случайности, были бережно хранимы владельцами, и теперь у всех нас есть чудная возможность видеть этих маленьких свидетелей истории, культуры прошлых эпох, запечатленной в портретных образах известных, выдающихся, деятельных и просто очень богатых людей царской России.

Здесь князья, графы и графини, великие княгини, императоры и императрицы, известные военные и государственные деятели, декабристы и выдающиеся предприниматели-купцы, волей судьбы рождённые крепостными.

В Белгороде впервые демонстрируется выставка миниатюры из фондов музея-усадьбы Останкино

Некоторые миниатюры с оборотной стороны снабжены локоном волос портретируемых. Так в былые времена сохраняли память о своих родных и близких. Вся трогательность подобного «жеста» не может оставить равнодушным.

Отдельная витрина на выставке посвящена семье графа Николая Петровича Шереметева, который был богаче самого императора, владельцем обширных земель по всей России, в ведении которого находилась и Борисовская слобода, ныне являющаяся посёлком городского типа на территории Белгородской области.

Посетители выставки «100 маленьких шедевров»  Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее

В экспозиции представлены портреты самого Николая Петровича, его супруги Прасковьи Ивановны (бывшей крепостной актрисы Параши Жемчуговой), их сына Дмитрия Николаевича и Владимира Федоровича Шереметева — двоюродного брата Николая Петровича авторства неизвестных художников-миниатюристов.

Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее  Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее

Также, особое внимание на выставке привлекают миниатюры в виде камеи: это портрет молодой дамы кисти художника Августина Ритта, портрет неизвестного в исполнении Фердинанда де Мейса, безумной красоты и качества исполнения двойной портрет великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Федоровны кисти известнейшего художника с мировым именем Ансельме Лагрене, многие работы которого находятся в собрании Лувра.

Такая манера исполнения миниатюрного портрета — дань моде и повышенного интереса в обществе к античному наследию в период «царствования» художественного стиля классицизма в России.

Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее  Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее

Ещё одним любопытным экспонатом становится портрет императора Николая I, исполненный русским мастером Николаем Сальниковым в технике ростовской финифти.

Одежды и аксессуары знатных дам, кавалеров и маленьких детей в миниатюре дают точный рассказ о том, как менялась мода, вкусы и предпочтения в русском обществе на протяжении почти двух столетий, времени наивысшего расцвета Российской Империи.

Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее  Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее

Здесь можно наблюдать и старательно уложенные букли, и короткие женские стрижки, и свободно распадающиеся локоны, и пучки, затянутые на затылке, а среди мужских причёсок можно встретить даже почти современный ирокез в портрете штабс-капитана Лейб-гвардии Финляндского батальона А. Г. Огарёва.

Опять же и форма миниатюр во многом зависела от моды. Так, большая часть экспонатов на выставке имеет круглую, овальную или квадратную формы со скошенными углами, что свидетельствует об их прикладном предназначении — они располагались на крышках табакерок, к которым обращались за новой порцией нюхательного табака довольно часто.

Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее  Фрагмент экспозиции выставки «100 маленьких шедевров» в Белгородском художественном музее

Но в заключении справедливо хочется снова обратить внимание к авторам маленьких шедевров, ведь век художника-миниатюриста был недолог: без хорошего света, работая исключительно под лупу, все без исключения теряли остроту зрения и в лучшем случае переходили в другие формы изобразительного искусства.

Свою цену за это художественное наследие, за возможность теперь и нам любоваться и восхищаться, «заплатили» Людвиг Брамсон, А. Добровольский, Николай Шпревич, С. Мартынов, М. Зацепин, П. Росси, Фредерик Дюбуа, М. Теребенев, Александр Клюндер, Евграф Крендовский и многие-многие другие известные и «неизвестные» художники, из под талантливой руки которых появились 100 маленьких шедевров этой выставки.

Дата публикации
02.04.2014 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме