Культурный лайфхак: события, факты, советы



В Белгороде возрождается Фестиваль современной музыки

В первый день 4-го Фестиваля современной музыки праздничная атмосфера торжества воцарилась в стенах нового здания Белгородской филармонии. Авторы, исполнители, организаторы, почётные гости и публика в день открытия образовали воодушевляющий музыкальный форум. Фестиваль покажет панораму современной музыкальной жизни в различных жанрах, в том числе, в Белгородской региональной композиторской организации Союза композиторов РФ.

Напомним, что около десяти лет назад Белгородская государственная филармония при поддержке управления культуры администрации Белгородской области и её организаций, а также при деятельном участии Союза композиторов РФ провела три фестиваля современной музыки – в 1999 г., 2000 г., и 2002 г.

И.Г. Трунов, В.И. Казенин и С.И. Курганский открывают фестиваль современной музыки в Белгороде

Тогда в Белгороде ежегодно в течение нескольких дней звучала музыка молодых и ведущих композиторов России, в числе которых были Андрей Эшпай, Борис Тищенко, Ефрем Подгайц, Карен Хачатурян, Роман Леденёв и др., а также музыка композиторов стран ближнего зарубежья. Сейчас решено продолжить пользовавшееся некогда большим успехом начинание.

Фестиваль – это всегда масса впечатлений в живом непосредственном общении творцов, исполнителей и публики. Фестиваль – это всегда моментальное и безошибочное ощущение разных творческих дарований, более или менее близких разным категориям слушателей. Фестиваль – это споры и столкновения мнений, в которых рождается истина; фестиваль – это всегда радость новых открытий.

Приветствующие фестиваль заслуженный работник культуры России, начальник Управления культуры Белгородской области, профессор Сергей Иванович Курганский и художественный руководитель Белгородской филармонии заслуженный деятель искусств РФ Иван Григорьевич Трунов были единодушны в том, что фестиваль современной музыки будет интересен для белгородского слушателя, для того «умного слушателя» (Т. Адорно), которым музыка живёт и развивается.

В Белгороде возрождается Фестиваль современной музыки 

Почётный гость фестиваля (а также автор музыки, включённой в его программу) народный артист РФ, лауреат Государственной премии, председатель Союза композиторов РФ Владислав Игоревич Казенин после лестных слов в адрес белгородского симфонического оркестра и его замечательного главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина «перевёл стрелки» на главных героев вечера.

В первом отделении исполнялось концертино для струнного оркестра и саксофона молодого композитора, ещё студента Московской консерватории Тихона Хренникова-младшего (г. Москва) и Симфония №2 «Шесть ответов» недавнего выпускника Ереванской консерватории Александра Ирадяна.

Музыку молодых авторов играли молодые же исполнители – лауреат международных конкурсов Андрей Кравченко (саксофон) и солистка Московской филармонии, лауреат международных конкурсов, заслуженная артистка Республики Удмуртия Асия Корепанова.

Асия Корепанова На фото: И.Г. Трунов, Александр Ирадян, Т. Хренников-мл

Владислав Игоревич Казенин рассказал о том, как проходят конкурсы по композиции, в том числе и тот, на котором Т. Хренников-младший и Александр Ирадян получили первую премию – конкурс им. Арама Хачатуряна в Ереване в июне 2011 года.

Именно благодаря Владиславу Казенину, входившему в состав жюри конкурса, сочинения лауреатов впервые прозвучали в Белгороде. Сочинения очень разные, но каждое по-своему замечательное.

Концертино в двух частях для саксофона и струнного оркестра (части исполнялись без перерыва) – одно из уже довольно большого количества произведений студента-выпускника композиторского факультета Тихона Андреевича Хренникова (правнука известного советского композитора), в том числе сонаты для виолончели и фортепиано «Всё не вечно», посвящённой своему знаменитому прадеду.

Лауреат международных конкурсов Андрей Кравченко (саксофон)

В концерте для саксофона и струнных мягкость колорита, покой внутренне-уравновешенной формы, преобладание сумеречных оттенков, интерес к гармонизации тембров солиста и оркестра, наверное, скоро сделают концертино популярным в репертуаре исполнителей-саксофонистов.

Совершенно другое острое ощущение современного мира предстаёт в симфонии Александра Ирадяна «Шесть ответов». Молодой, но уже достаточно известный композитор, Александр получает много лестных предложений исполнения своей музыки, в том числе из-за рубежа.

Скажем ещё раз спасибо В.И. Казенину за то, что симфония, написанная специально для конкурса в Ереване в очень сжатые сроки – за два с половиной месяца – впервые прозвучала в России, в Белгороде.

Музыка производит очень сильное, оглушающее впечатление. Первую беглую сумму эмоций вызывает поразительное ощущение чувства звука и техника владения им, обнажённая трагедийность мысли, очень объёмная, панорамно-выстроенная форма на контрастных стилях (медитация, барочный концерт и т.д.), которую пронизывает ритмически резкий лейтмотив.

Как всё-таки за 70 лет – «Всё не вечно» – изменилось восприятие горного покоя и величавой мощи природы Армении, впервые воспетых великим Арамом Хачатуряном в 1937 г. в замечательном виртуозном фортепианном концерте, которым закончила вечер (вместе с симфоническим оркестром по управлением Рашита Нигаматуллина) «уникальная» (по выражению В.И. Казенина) молодая пианистка Асия Корепанова.

Дата публикации
19.11.2011 г.
Автор

Топ новости