Культурный лайфхак: события, факты, советы



Фестивальный день музыки белгородских композиторов

Третий день Фестиваля современной музыки в Белгороде был посвящён исполнению музыки членов Белгородского регионального Союза композиторов России. В Малом зале филармонии в исполнении филармонических артистов звучали камерные произведения Николая Бирюкова, Елены Латыш-Бирюковой, Александра Бердышева и Юрия Мишина.

Программа, составленная по жанровому признаку – два вокальных цикла, камерно-инструментальный ансамбль и инструментальные пьесы – получилась весьма разнообразной и выпукло обрисовала черты творческого лица каждого автора.

В Белгородском региональном отделении Союза композиторов РФ (СК РФ) – 7 человек (включая музыковедов и фольклористов). Белгородский союз был создан в 2000 году при поддержке председателя СК РФ Владислава Игоревича Казенина – почетного гостя нынешнего фестиваля и слушателя вчерашнего концерта. Нелишне будет также вспомнить, что белгородские композиторы и в первую очередь председатель Белгородского регионального отделения СК РФ Юрий Мишин принимали деятельное участие в организации первых белгородских Фестивалей современной музыки.

«Диалоги осени» – таково название концерта. Так же назывался и вокальный цикл Николая Бирюкова для тенора и фортепиано (4 романса на стихи Н. Некрасова, И. Бунина, А. Блока, В. Брюсова), прозвучавший в исполнении автора и Елены Латыш-Бирюковой (фортепиано).

Умиротворяющие картины русской осени («нет безобразия в природе») и размышления лирического героя («быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою») сплелись в органичную, внутренне динамичную целостность. Цельность образа (в частности, тщательно разработанная партия фортепиано в темпераментном исполнении супруги певца) напоминала о своем первоисточнике – камерно-вокальной музыке Георгия Свиридова. Наверное, не случайно совпадают время создания цикла и участие певца Николая Бирюкова в I Международном конкурсе им. Г.В. Свиридова, где Николай был отмечен дипломом.

В Белгороде проходит Фестиваль современной музыки с участием видных композиторов России и Белгородчины

В исполнении Андрея Долинского (труба) и Елены Латыш-Бирюковой (ф-но) прозвучала пьеса «Светлый образ», представляющая фрагмент рождественской кантаты «Светлая музыка». Кантата была впервые исполнена на II белгородском Фестивале современной музыки в 2000 году, и мелодия «Светлый образ» (по словам автора – современная Ave Maria, образ Богородицы) была написана для детских голосов. Став очень красивой инструментальной кантиленой, мелодия, несомненно, украсит любую концертную программу.

Прозвучавшее следом Концертное рондо для скрипки и фортепиано (исполнители – дипломант международного конкурса Раиса Юрина, скрипка, и Лариса Ковалёва, ф-но) – сочинение довольно больших масштабов, написанное в энергичной и слегка жестковатой манере (несмотря на временами мерцающую танцевальность).

Совершенно очаровали публику инструментальные пьесы с программными названиями лауреата I Всероссийского конкурса им. А. Петрова Александра Бердышева. Тонкость и прозрачность красок, динамическая изысканность, любование красотой инструментальных сочетаний арфы (Инна Макаренко), виолончели (Ирина Александрова), кларнета (Юрий Макаренко) околдовывали слушателей (простите за банальность) в пьесе с поэтическим названием «Там, где поёт сакура».

В том же светлом, радостно-импрессионистском стиле прозвучали две пьесы для флейты с фортепиано: мечтательная «К далёким островам» и танцевальная «На берегу» в исполнении лауреата международных конкурсов Дмитрия Филатова (флейта) и заслуженного работника культуры Ирины Соколовой (ф-но).

Завершил концерт большой (9 песен) вокальный цикл «Душа хранит» Юрия Мишина на стихи Николая Рубцова для баритона (заслуженный артист РФ Владимир Бойко) в сопровождении альта (Марина Пейтер) и фортепиано (заслуженная артистка РФ Людмила Петрова) – сочинение глубоко трагического содержания.

Юрий Леонидович Мишин ведёт обычную жизнь профессионального музыканта – он преподаёт композицию в детской музыкальной школе №1 (многие его ученики становились лауреатами областных и Всероссийских конкурсов юных композиторов), пишет музыку для спектаклей Белгородского государственного театра кукол.

Но, подобно Николаю Рубцову, Поэту от Бога, бывшему в жизни самым обыкновенным человеком («…я весь в мазуте, весь в тавоте, зато работаю в тралфлоте»), Юрий Мишин пишет музыку, которая остаётся в душе слушателя, заставляя его сверять свою жизнь с высокими ценностями Вечного. Такова поэзия мысли Николая Рубцова, таков вокальный цикл Юрия Мишина на стихи Николая Рубцова.

Цикл начинается острейшими диссонансами альта как выражением перманентных конфликтов жизни и постепенно переходит в раздумья фортепиано и голоса о душе, которая «хранит всю красоту былых времён».

Рядом с образом Вечности – человек, накрываемый ураганами, грозами, бурями и – исчезновением. Кульминация цикла – 5-я песня «Улетели листья», написанная a capella (без сопровождения).

«Одинокий голос человека» великолепно озвучил замечательный певец Владимир Бойко с поразительным истаиванием в вышних Богу.

«Улетели листья с тополей –
Повторилась в мире неизбежность.
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность!
Пусть деревья голые стоят,
Не кляни ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели?»

Безошибочность прочтения композитором поэзии Рубцова была абсолютно точно передана белгородскими исполнителями, поэтому возгласы «браво!» и очень серьезное выражение лица Владислава Казенина, поздравлявшего Ю. Мишина с успехом его сочинения, частичкой гордости отражались и у слушателей, которые присутствовали на событии, может быть, не только местного значения.

Дата публикации
23.11.2011 г.
Автор

Топ новости