Культурный лайфхак: события, факты, советы



В Белгороде завершился Фестиваль современной музыки

23 ноября в Большом зале Белгородской государственной филармонии завершился IV Белгородский фестиваль современной музыки. Программа последнего дня была составлена из сочинений признанных, ныне здравствующих мэтров отечественной музыки. Среди публики находились композиторы Владислав Игоревич Казенин и Ширвани Рамазанович Чалаев.

Симфонический оркестр филармонии под управлением главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и приглашённые солисты – лауреат международных конкурсов Алексей Людевиг (альт, Санкт-Петербург) и лауреат международных конкурсов, заслуженная артистка Республики Удмуртия, солистка Московской филармонии Асия Корепанова (фортепиано) исполнили Литургию для солирующего альта с оркестром «Оплаканный ветром» Гии Канчели, Симфонию №1 «Горы и люди» Ширвани Чалаева и Концерт для фортепиано с оркестром №2 «Импровизации» Владислава Казенина.

Концерт-закрытие в Белгороде Фестиваля современной музыки

Три очень разных произведения, прозвучавшие в Белгороде впервые в последний день фестиваля, принадлежат композиторам одного поколения: Гия Канчели 1935 г.р., Ширвани Чалаев – 1936, Владислав Казенин родился в 1937 г.

Гия Канчели, один из самых титулованных, прославленных и исполняемых во всём мире композиторов, живёт в Европе с тех пор, как в 1991 г. переехал в Берлин и несколько позже обосновался в Антверпене (Бельгия).

Один из главных организаторов Белгородского фестиваля современной музыки Владислав Игоревич Казенин

Литургия «Оплаканный ветром» (1989 г.) занимает рубежное положение в жизни композитора. Произведение было написано по заказу Берлинского фестиваля 1990 г., посвящено Юрию Башмету, и впервые им там же исполнено. Российская премьера этого сочинения состоялась спустя 16 лет в Москве, также с участием Ю. Башмета и оркестра «Новая Россия» (дирижёр Феликс Кругликов, США). В Белгороде премьеру одного из самых исполняемых сочинений Г. Канчели играл известный альтист Алексей Людевиг.

Алексей Людевиг Асия Корепанова

Сочинение посвящено памяти друга композитора, председателя правления Союза композиторов Грузии музыковеда Гиви Орджоникидзе (1929–1984), который много способствовал распространению музыки грузинских композиторов во всём мире.

Концерт состоит из четырёх частей и отличается редкой пропорциональностью форм и крайним лаконизмом музыкального языка. Музыковед Валентина Джозефовна Конен писала о Литургии: «Я не знаю никакого другого композитора, у которого было бы так мало нот и так много музыкального содержания. «Прозрачная» партитура насыщена высокой ясностью смысла и проникнута глубокими духовными переживаниями. Каждый звук в нём наполнен великим горем, великой потерей».

Алексей Людевиг и Рашит Нигаматуллин

Четырёхчастный цикл (Очень медленно – Умеренно быстро – Подвижно – Неторопливо торжественно) строится по канонической, часто используемой композитором схеме: музыка ностальгически-консонантная, нарочито-наивная постоянно прерывается вторжениями контрастного материала, символизирующего некую чуждую губительную стихию.

Проходящую через весь цикл двузвучную попевку-плач солист Алексей Люевиг исполнял не просто приглушённым, а каким-то «обескровленным» звуком, отчего очень чутко сопровождающий солиста оркестр с ритмом меленного траурного шага-шествия, проникнутый то безнадежностью, то отчаянным протестом, создавал образ исчезнувшей, ушедшей жизни.

Заслуженная артистка Республики Удмуртия, солистка Московской филармонии Асия Корепанова (фортепиано)

В музыке слышится то скрип незатворённой двери, то звенящая тишина пустых комнат, то бьющаяся о стекло муха, то мерно падающие капли воды. Опустевший дом, «дом, оплаканный ветром» – название концерту-литургии дала поэтическая метафора грузинского поэта Галактиона Табидзе.

«Сочинение одновременно простое и сложное, но нигде не становящееся вторичным и уже сказанным», – так определил «неизобретённую новизну» и «величие, свойственное каждому подлинному искусству» другой великий современник Гии Канчели Альфред Шнитке.

Ширвани Чалаева его соотечественники расценивают как Глинку дагестанской музыки. Уроженец маленького горного аула Хосрех, где проживают горцы лакской народности (одной из 30 народностей, населяющих Дагестан), Ширвани Чалаев как композитор и фольклорист посвятил жизнь изучению фольклора своей родины и созданию музыки на его основе, сделав фольклор основой больших инструментальных и театрально-сценических произведений.

Симфония №1 «Люди и горы» – одна из трёх, созданных композитором. Три её части – это картины жизни горного аула, тихие вечера и ясные утра, шумные реки и снеговые вершины, портреты людей и события их жизни.

Один из главных организаторов Белгородского фестиваля современной музыки, народный артист РФ, лауреат Государственной премии, 18 лет возглавляющий Союз композиторов России Владислав Игоревич Казенин – фигура удивительно многогранная и одинаково успешно деятельная в различных областях.

Диапазон композиторского творчества Казенина простирается от песенки донны Розы из телефильма «Здравствуйте, я ваша тётя» до инструментальной, симфонической и театральной музыки, «пахнущей» авангардизмом. Казенин – композитор-универсал, умеющий в искусстве всё, но не использующий музыкальный язык, непонятный широкому слушателю.

Яркий образец – Концерт №2 для фортепиано с оркестром «Импровизации», который с симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина исполнила Асия Корепанова.

Концерт можно отнести к направлению постмодернизма, особенность которого – свободное использование давнего и недавнего прошлого для выражения собственной художественной идеи. Вторая черта постмодернизма – отход от авангардного музыкального языка, что неизбежно влечёт усиление классических ориентиров.

Эти пересекающиеся линии просматриваются в Концерте Владислава Казенина. Но свободно оперируя стилями и отвергая авангард в целом, автор не чуждается его известных нововведений. Так, в своё время А. Шнитке шокировал публику, введя в свою 1-ю симфонию публичный, как часть исполнения, ритуал выхода оркестра на сцену.

Отталкиваясь от подобных опытов, Казенин вводит в Концерт элементы «хэппенинга» (случайности, игры) на собственный лад. На сцену выходит пианистка, какое-то время она прелюдирует в одиночестве, потом она приглашающе машет рукой толпящимся за кулисами оркестрантам. Те рассаживаются, настраивают инструменты и тогда за пульт встаёт дирижёр и начинается «организованный» музыкальный процесс.

Так композитор реализует подзаголовок концерта «Импровизации». Партия пианиста в его сольной «прелюдии» изложена в подчёркнуто импровизационной манере – с непрерывной спонтанной сменой тематического материала и фактуры.

Объектами сближения с классикой, по словам композитора, стали Чайковский и ранний Прокофьев. Концерт впечатляет мощным напором энергии сегодняшнего дня, энергии открыто-силовой, подчёркнуто-экспансивной. Преобладают громкая звучность, массивная фактура, головоломная техника.

Вместе с тем автор время от времени напоминает слушателям о необходимости отключаться от сумасшедшего напора времени с его бумом деловитости. Оазисы лирики как будто говорят о том, что люди должны сохранять душу и, вместе с ней, человеческое лицо. И в этих моментах – оптимистический взгляд в будущее, вера в то, что человеческое в человеке устоит.

Дата публикации
24.11.2011 г.
Автор

Топ новости