Новости кино и обзоры кинопремьер недели
Улица ты, улица широкая моя...
23 января в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся второй концерт нового — четвёртого — абонемента оркестра русских народных инструментов БГФ под управлением главного дирижёра заслуженного работника культуры России Евгения Алешникова. В программе прозвучали русские, украинские, неаполитанские песни, старинные русские романсы, инструментальные пьесы.
В новом концерте «Вокальных вечеров с оркестром русских народных инструментов» солировали заслуженная артистка РФ Ирина Стародубцева (сопрано, г. Курск), заслуженный артист РФ Владимир Бойко (баритон, г. Белгород) и Вера Токаева (домра, г. Белгород).
Программы вокальных концертов с оркестром русских народных инструментов — это всегда знакомые с детства, родные и любимые мелодии; это всегда как бы «вдвойне» русские программы, и в силу этого — всегда особо притягательные для слушателей. Напомним, что имевшая большой успех первая программа этого абонемента в сентябре 2012 г. была посвящена есенинской поэзии в музыке.
Когда звучит мягкий, гибкий, певучий и звонкий оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии под управлением Евгения Алешникова, кажется, что звучит сам воздух щедрой, богатой, благодатной русской земли, её просторов, полей, лесов, лугов; звучит само ёмкое и необъятное слово «Родина».
Когда же это звучание украшают ещё и голоса, способные погрузиться и погрузить слушателя в чарующий мир народной жизни прошлого, навсегда запечатлённой в народной песне, — это становится незабываемым художественным впечатлением.
Так исполняли русские народные песни великие певцы прошлого. Сегодня так звучат русские народные песни в исполнении Ирины Стародубцевой и Владимира Бойко в сопровождении оркестра под управлением Евгения Алешникова. Сегодня у белгородской публики очень большой выбор: от всяческого рода «музыкального гламура» (в том числе и очень качественного) до самых серьёзных и высоких образцов признанной во всём мире классики. И, может быть, самая ценная для исполнителей публика — та, что стремится познать самоё себя в ключевых водах чистых незамутнённых родников народной песни.
Первое отделение концерта — русские народные песни — было предоставлено чистому, лёгкому, сильному сопрано Ирины Стародубцевой. Белгородские слушатели знакомы с ней давно: Ирина периодически выступает в Белгороде. В Белгороде, и всюду, где проходят её концерты (а это сцены российских городов, а также зарубежье), у неё немало почитателей и поклонников.
Казалось бы, что особенного — петь русские народные песни под аккомпанемент русского народного оркестра? Но когда глубоко и насыщенно звучит или легко звенит, подобно парящей в вышине птице, этот ласковый женский голос, который радуется и печалится, жалуется или безоглядно веселится, трудно оторваться от его силы и очарования.
За плечами Ирины Стародубцевой десятилетия концертной жизни, накоплен огромный и разнообразный репертуар, но русские народные песни и романсы, которыми она когда-то начинала свою певческую карьеру в составе трио (голос-гитара-балалайка), шлифуясь десятилетиями, сегодня предстают в её исполнении подлинными жемчужинами.
Русская народная песня — это тот особый род репертуара, где отсутствие у исполнителя истинного чувства невозможно скрыть за техническим совершенством и техническими ухищрениями. Ирина в каждой песне обнаруживает незаурядную техническую оснащённость, взять хотя бы её звенящее от едва сдерживаемого душевного волнения чистейшее пиано в высоком регистре в лирической песне-жалобе «Уж ты, сад, ты мой сад».
Но в каждой песне — будь то знаменитая «шаляпинская» протяжная «Не велят Маше за реченьку ходить, не велят Маше молодчика любить» или шуточная «По сеничкам Дуняшенька гуляла, Дуняшенька колечко потеряла» — на первом плане яркий запоминающийся вокально-сценический образ редкой чистоты, искренности и непринуждённости. Той несделанной, непринуждённой свободы, которая встречается редко, ибо — врождена.
И поскольку Ирина Стародубцева не просто пела, а, как говаривали раньше в деревнях, «играла» песни, то её пример оказался «заразителен» и для Владимира Бойко, и для оркестра, и для солистки-инструменталистки.
Органический природный артистизм и естественность вокально-сценического самовыражения — те общие черты, которые роднят и сближают Ирину Стародубцеву и Владимира Бойко. Неудивительно поэтому их давнее многолетнее плодотворное сотрудничество, в том числе совместное выступление в дуэтах.
Дуэты — глинковское «Не искушай меня без нужды» и шуточная танцевальная итальянская «Territomba» («Будем петь и кувыркаться») обрамляли второе отделение, в котором эстафета вокально-сценической естественности в итальянских, русских и украинских мелодиях перешла к Владимиру Бойко.
Евгений Алешников и его оркестр, создавая красивые инструментальные «рамки» для вокальных «портретов» солистов, очень деликатно показал и собственные сольные возможности — в исполнении концертмейстера оркестра Веры Токаевой прозвучали виртуозные «Плясовые наигрыши» А. Цыганкова.
- Дата публикации
- 24.01.2013 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
Топ новости
-
25 апреля
Белгородчина молодая
- Все новости