Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Артисты Белгородской филармонии исполняют музыку барокко

После памятного концерта камерного оркестра Белгородской филармонии 7 декабря прошлого года с превосходным солистом – скрипачом-виртуозом Александром Марковым (США), концерт 21 февраля, последний в абонементе «Камерные вечера», был посвящён в основном музыке барокко в исполнении камерного оркестра «Mezzo musik» (руководитель Наталья Боровик) и Камерного хора БГФ (руководитель Елена Алексеева).

Стилевая выдержанность (правда, только одного, первого отделения) — вещь пока что в репертуаре камерных абоненементных концертов очень редкая, если не сказать, исключительная. Особенно важен первый шаг в совместном расширении репертуарно-стилевых горизонтов обоих коллективов, тем более, что он оказался более чем успешен, вводя в сознание слушателей всегда горячо принимаемые новые, сравнительно малоизвестные пласты музыки 17–18 вв.

Артисты Белгородской филармонии исполняют музыку барокко

Первое отделение началось исполнением «Concerto grosso» ор.6 №1 Соль мажор (HWV 319) в 5-ти частях Г.Ф.В. Генделя. В исполнении известного генделевского шедевра оркестр обнаружил отменное чувство стиля вкупе с точностью и остротой современных ощущений, оставаясь при этом в рамках классических исполнительских традиций.

Артисты Белгородской филармонии исполняют музыку барокко

Многоплановость контрастов, свободная смесь в одном цикле частей разного типа – от торжественно-величавой первой части к проникновенной лирике Adagio и стремительной жизнерадостной фуге (4-я часть) и танцевальной пятой – передаётся исполнителями с той энергией и смыслом, которая навсегда запечатлена в самозабвенной радости музицирования и тембровом разнообразии инструментальных шедевров барокко.

Артисты Белгородской филармонии исполняют музыку барокко

Если вспомнить, что ор.6 у Генделя состоит из 12 концертов и ему предшествует цикл из 6 Concerto grosso ор.3, а также то, что Гендель оставил огромное количество концертов для различных инструментов (в том числе, органа) с оркестром, то поле деятельности у Натальи Боровик и её оркестра огромно.

Артисты Белгородской филармонии исполняют музыку барокко

Многие любители музыки в Белгороде помнят исполнение коллективом Елены Алексеевой вокально-хоровых шедевров барокко – «Gloria» А. Вивальди и «Stabat mater» Дж. Перголези. Прозвучавший 21 февраля «Magnificat» Дж. Перголези отныне займёт достойное место в барочном репертуаре Камерного хора БГФ.

Артисты Белгородской филармонии исполняют музыку барокко

Шестичастная композиция для смешанного хора, 4-х солистов (сопрано – заслуженная артистка РФ Светлана Ломоносова; меццо-сопрано – заслуженная артистка РФ Нина Стрижова; тенор – Александр Авдеев; бас – Сергей Старожилов) и оркестра прозвучала под управлением Елены Алексеевой мощно, воодушевлённо и глубоко лирично.

Артисты Белгородской филармонии исполняют музыку барокко

«Magnificat anima mea dominum» («Величит душа моя господа») – этот эпизод Благовещения, текст которого взят из Евангелия от Луки, со времён средневековья входит в состав церковных служб различных христианских конфессий. Текст хвалебной песни девы Марии, узнавшей весть о грядущем рождении ею Бога, начиная с 15 века стал самостоятельным вокально-хоровым жанром глубокого религиозно-лирического содержания.

Артисты Белгородской филармонии исполняют музыку барокко

Дж. Перголези (1710–1736), рано оставшийся сиротой и выращенный в одном из неаполитанских музыкальных приютов (консерваторий), как известно, умер в 26 лет от чахотки. Предположительно в 1732 г. после холодного приёма его десяти опер-сериа, он обратился к жанрам духовной и инструментальной музыки.

Двуххорная месса «Salve, Regina» и «Magnificat» принесли ему европейскую славу, которую упрочил огромный успех интермедии (комической оперы) «Служанка-госпожа» в 1733 г.

Артисты Белгородской филармонии исполняют музыку барокко

Имя Перголези, младшего современника Баха и Генделя, по словам исследователя «принадлежит к другому поколению художников. Новое искусство 18-го века, нежное и пластичное, представляется нам вечно юным в его произведениях».

Хор Е. Алексеевой прекрасно справился с задачами, которые ставит перед исполнителями музыка 18 века, требующая чистого, ровного, мягкого, но глубокого и насыщенного звука; требующая пластичности и гибкости, силы и естественности. Из солистов наиболее органично «вписывался» в звучание хора дуэт женских голосов.

Четыре танго Астора Пьяццоллы (1921–1992), впоследствии объединённые в 4-частный цикл под «барочным» названием «Времена года в Буэнос-Айресе», заняли второе отделение.

Отдельные танго из этого цикла звучали в различных концертах и прежде, но целиком цикл в обработке для солирующей скрипки (солист – артист оркестра БГФ Вадим Леус) и струнного оркестра, сделанной петербургским композитором Леонидом Десятниковым (р.1956), прозвучал впервые.

Известный композитор-модернист обработал танго Пьяццоллы в 1999 г. специально для оркестра Гидона Кремера. Эта обработка – одна их многих аранжировок музыки Пьяццоллы, которой в 90-е гг. увлекался один из самых исполняемых сегодня российских композиторов.

Дата публикации
22.02.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме