• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Воззвала душа»: Музыка, которую должен услышать каждый

Первые концерты нового социально значимого проекта Белгородской государственной филармонии «Воззвала душа» состоятся 19 июня и пройдут в городе Алексеевке, а также в поселках Алексеевского района. Духовные песнопения и русские песни прозвучат в исполнении камерного хора филармонии под управлением Елены Алексеевой.

Особенностями проекта «Воззвала душа», лекции-концерты которого будут проходить летом и осенью этого года в городах и райцентрах Белгородской области, а также мыслями о том, почему духовная музыка актуальна во все времена, с читателями портала «Афиша и новости культурного Белгорода» делится главный дирижер камерного хора Елена Алексеева.

— Елена Александровна, как родилась идея проекта «Воззвала душа»?

— В начале 50-го концертного сезона у нас состоялся концерт перед Белгородской митрополией. Выступление камерного хора настолько понравилось публике, соскучившейся по высокодуховным произведениям, что мы стали искать способы и формы для продолжения своих творческих усилий.

Возникла идея познакомить как можно больше людей в отдаленных уголках Белгородской области с русской духовной музыкой, ведь не у каждого есть возможность послушать хоровые песнопения живьем. Филармония приняла участие в Международном грантовом конкурсе «Православная инициатива 2016-2017» и стала его победителем. С помощью цикла наших лекций-концертов духовных песнопений «Воззвала душа» мы позволим социально незащищенным слоям общества услышать лучшие духовные сочинения и узнать много нового.

— Почему аудитория проекта — социально незащищенные слои населения?

— В наше время, к сожалению, не у каждого есть средства заплатить за билет на концерт. Мы благотворительными концертами проекта пытаемся дать возможность пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям услышать и оценить лучшие образцы духовной музыкальной культуры России.

— Какое воздействие проект способен оказать на аудиторию?

— Духовный рост! Мы надеемся, что слушатели осознают не только то, что русская духовная музыка — особая, но и то, что она затрагивает самые глубинные струны души каждого из нас.

— Какое место в вашей творческой деятельности занимает духовная музыка?

— Не могу сказать, что основополагающее, но одно из главных, потому что духовная музыка, особенно русская, — это сокровищница, которую можно открывать для себя каждый раз заново. И каждый раз удивляться, наслаждаться этими шедеврами.

Те композиторы, которых мы вспоминаем в связи с духовной музыкой — это корифеи, гении русской национальной музыкальной культуры и традиции. Практически каждый русский композитор прикасался к духовной музыке, изучал ее и писал произведения этого направления.

Это Глинка, Балакирев, Мусорский, Римский-Корсаков, Чайковский, Гречанинов, Чесноков, Рахманинов, Танеев, Стравинский… Для одних это было основное направление в творчестве, для других — прикосновение к жанру. Но даже если прикосновение, то оно было настолько глубоким и продуманным, что духовные сочинения стали широко популярны.

Удивительные вещи открываются нами сейчас, потому что духовная музыка, которую писали Танеев или Римский-Корсаков, Рахманинов или Гречанинов, весьма всем известна и доступна. А вот то, что Стравинский писал духовные произведения, знают немногие.         

— А какой вклад в русскую духовную музыку внесли наши земляки Степан Аникеевич Дегтярев и Гавриил Якимович Ломакин, партитуры которых будут вами исполнены?

— Огромный. То, что они вели творческую деятельность в основном именно в этом направлении, — знают все. Насколько я помню, Дегтярев и Ломакин в разное время руководили капеллой графов Шереметевых, которая исполняла духовные песнопения. Если поднять исторические справки, из Белгородской области в эту капеллу отправлялись мальчики конкретно для обучения пению и участия в концертах духовной музыки.

— Духовная музыка — для всех, или для избранных?

— Для всех. На мой взгляд, если человек придерживается каких-то принципов морали, то так или иначе это основано на духовности в широком понимании, на тех нравственных принципах, которые у нас формируются с детства.

— В рамках проекта вы планируете исполнить камерным хором только духовные песнопения, или более крупные кантатно-ораториальные жанры?

— Это будут только духовные произведения, в том числе фрагменты Литургии Рахманинова. Хор будет звучать а’cappella, это наше принципиальное решение. А кантатно-ораториальный жанр, как известно, предполагает какое-то музыкальное сопровождение.

— В чем трудности исполнения духовных сочинений?

— Наверное, в соблюдении традиций, потому что время диктует новые ритмы, новое понимание, но в духовной музыке есть каноны, которым обязаны следовать в первую очередь композиторы, а затем исполнители, берущие на себя ответственность эти произведения исполнять.

— В репертуаре камерного хора сосуществуют самые разные жанры, в том числе госпелс — современная форма спиричуэлс, духовных песнопений американцев. Как вы считаете, должны ли в арсенале русских хоров быть аналогичные сочинения в рамках патриотических проектов и фестивалей?

— Всё зависит от формата фестиваля. Если это уместно и соответствует организаторским требованиям фестиваля, то почему нет? Ведь патриотизм и духовность — вещи, которые присущи не только русским людям. Если эти каноны будут соблюдаться во всем мире, то мир будет лучше.

— Что вы посоветуете будущим слушателям ваших концертов, только начинающим знакомство с духовной хоровой музыкой?

— Иметь желание проникнуться этой музыкой! Если ты первый раз попадаешь на такой концерт и впервые слушаешь духовное сочинение, то для начала следует хотя бы услышать красоту гармоний и мелодий, послушать текст и попытаться понять все эти созвучия, всю эту невероятную красоту… По-моему красота понятна всем. Нужно, прежде всего, попытаться услышатьэту музыку сердцем.

— Какие, на ваш взгляд, перспективы дальнейшего развития проекта «Воззвала душа»?

— Я убеждена, что у этого проекта будет продолжение, потому что духовное и нравственное воспитание без знакомства с высоким искусством невозможно. Что может быть ближе, чем хоровое пение? Что может быть ближе, чем человеческий голос, который есть у каждого? Это то, к чему мы должны идти.


Дата публикации: 17.06.2017