Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«И взгляда глубина, и суть вещей…»

Выставочный зал «Родина» представит 1 июня новую выставку «И взгляда глубина, и суть вещей…», посвященную двум популярным жанрам изобразительного искусства — портрету и натюрморту. Эти жанры лишь на первый взгляд имеют мало общего. На самом же деле они оба рассказывают о людях, с той разницей, что портрет говорит непосредственно о человеке, а натюрморт — о его окружении, мире вещей, которые без связи с человеком, пусть даже косвенной, лишены смысла.

Отчасти поэтому при подготовке экспозиции было решено не разделять жанры, а, напротив, показать их в сочетании друг с другом.

Выставка объединила около 70 художников из Белгорода, Курска, Старого Оскола, Шебекино, Борисовки. Состав участников весьма разнообразен — от заслуженных художников России (Владимира Козьмина, Геннадия Кудрявцева, Иосифа Бобенчика) до молодых авторов, которые не состоят в творческих союзах, но своими работами завоевали право участвовать в такой крупной выставке.

«И взгляда глубина, и суть вещей…» в выставочном зале «Родина»: работает выставком

Стоит отметить, что в подобных групповых выставках, организуемых Белгородским региональным отделением Союза художников России, достаточно активно участвуют молодые преподаватели, недавние выпускники и студенты творческих специальностей белгородских вузов, и это не может не радовать.

Портретный жанр на выставке представлен главным образом традиционным реалистическим портретом — возможно, потому что образ человека весьма сложная тема для экспериментов (в отличие от натюрморта), и большинство авторов не считает необходимым разрушать привычные нормы изображения.

Безусловно, и в рамках реалистического подхода возможны бесчисленные вариации — это и демонстрируют такие художники, как Юрий Данченко, Владимир Нестерков, Григорий Новиков, Станислав Доляновский, Вячеслав Крайнов, Владимир Козьмин. Последний, к слову, — единственный, кто представил на выставке шаржи, в том числе автошарж. Кроме того, Владимир Владимирович подготовил несколько портретов исторических деятелей, продолжающих серию «Сыны и дочери России», над которой вот уже несколько лет работает художник.

«И взгляда глубина, и суть вещей…» в выставочном зале «Родина»: работает выставком

Исторические портреты представлены также Иосифом Бобенчиком («Здравствуйте, Илья Ефимович!» из «Чугуевского триптиха», речь идет об Илье Репине, уроженце этого городка) и скульптором Михаилом Смелым (портрет героя войны 1812 года Ильи Михайловича Дуки, генерала от кавалерии). А крупноформатный портрет Патриарха Алексия II (автор Владимир Желобок) — единственный на этой выставке ретроспективный портрет, дописанный уже после смерти Патриарха.

Интерес вызывают также автопортреты, представленные несколькими авторами (Владимиром Нестерковым, Миладой Исаевой, Анатолием Галюзиным, Софией Ечиной, Юлией Тонконоженко). Эта разновидность портретного жанра всегда популярна у зрителей, поскольку в них художник особенно откровенен, приоткрывая перед нами свой внутренний мир.

О другом «герое» выставки — жанре натюрморта — существует замечательное высказывание Паскаля: «Какая это странная живопись — натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». И на примере представленных в экспозиции работ хорошо видно, что натюрморты могут быть не менее выразительны, чем портреты.

Среди таких произведений — натюрморты Владимира Дайбова (известный курский художник, его большая персональная выставка состоялась в Белгородском художественном музее в 2008 году), а также натюрморты и автопортрет Софии Ечиной. Произведения этих живописцев отличаются лаконичностью живописного языка и большой выразительностью. Композиции Алексея Юсупова («Душа картины») и Светланы Черниковой («Путь к успеху») дополняют этот ряд. Это своего рода философские натюрморты.

«И взгляда глубина, и суть вещей…» в выставочном зале «Родина»: работает выставком

«Ностальгия по Ренессансу» Милады Исаевой — оригинальная трактовка темы, попытка приблизиться к живописному языку и образному строю полотен старых мастеров. Поэтичны натюрморты «Яблочный Спас» Юрия Рязанцева и «Сумерки» Григория Новикова.

Наконец, в зале, где традиционно экспонируется декоративно-прикладное искусство, выставлены и некоторые живописные произведения, которые отличает повышенная декоративность и эмоциональность (их авторы — Мария Браковенко, Виктория Франк, Игорь Кириченко, Андрей Лузанов и Марина Голубева).

А собственно декоративное искусство представлено на выставке произведениями Маргариты Кудрявцевой, Галины Аксеновой (лоскутная техника), Юрия Агафонова и Ольги Коврижкиной (керамика).

Столь масштабная выставка, демонстрирующая разнообразие подходов к изображению человека и его окружения, не оставит зрителей равнодушными. А в планах выставочного зала «Родина» — не менее интересная экспозиция, посвященная теме «художник и модель». Этим летом скучать любителям искусства не придется!

Дата публикации
31.05.2012 г.
Автор

Новости по теме