Новости и обзоры событий культурного Белгорода
В Белгороде открыт 46-й филармонический сезон
4 октября исполнением 5-й симфонии Чайковского (дирижёр — заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин) и 4-го фортепианного концерта Бетховена (солист — заслуженный артист РФ Николай Луганский) начался очередной филармонический сезон в Белгороде.
Своё традиционное вступительное слово директор и художественный руководитель Белгородской государственной филармонии заслуженный деятель искусств России Иван Григорьевич Трунов начал с радостной вести о триумфальном успехе выступлений симфонического оркестра БГФ на II-м Симфоническом форуме России в Екатеринбурге. А за этим последовало приглашение оркестра под управлением Рашита Нигаматуллина выступить в следующем году с серией концертов в городах Урала.
И поездка оркестра в Екатеринбург, и выступление на открытии 46-го сезона одного из лучших современных пианистов, эксклюзивного артиста Московской филармонии Николая Луганского стали возможны благодаря поддержке Попечительского совета Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области (председатель Фонда — В. Ф. Зотов).
С нескрываемой гордостью Иван Григорьевич сообщил о ближайших выступлениях в Москве симфонического и камерного оркестров (руководитель камерного оркестра — Наталья Боровик), а также оркестра русских народных инструментов под управлением заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова.
Наряду с ними готовится к гастрольной поездке по городам Украины «Биг-бэнд» Владимира Уварова. Концертный оркестр духовых инструментов БГФ (главный дирижёр — Юрий Меркулов) даёт концерт в Воронеже в конце октября, а Камерный хор под управлением Елены Алексеевой 1 октября с большим успехом выступил на открытии филармонического сезона в Курске.
В свою очередь в новом сезоне филармония вновь приглашает белгородскую публику на концерты с участием выдающихся солистов-гастролёров. Гостями Белгорода будут пианисты Михаил Лидский и Сергей Тарасов, скрипачи Доменико Нордио (Италия), Граф Муржа, Максим Федотов, виолончелист Александр Князев и контрабасист Александр Шило; выступят также дирижёры из России, Англии и Америки.
Первым в созвездии имён первоклассных солистов 46-го сезона БГФ прозвучало имя Николая Луганского, всемирно известного российского пианиста. Отметивший в апреле этого года своё 40-летие, Николай Луганский является одним из самых востребованных отечественных исполнителей, который даёт около 100 концертов в год, регулярно выступая в лучших залах мира.
В одном из интервью пианист сказал: «Последние годы я стал играть в России намного больше, и меня это радует. В российских городах я играю с удовольствием, а публика в российской провинции просто замечательная».
Николай Луганский, которого называют «романтическим принцем фортепиано», для своего первого выступления в Белгороде выбрал не Рахманинова, непревзойдённым интерпретатором которого он признан, а самый романтический 4-й фортепианный концерт Бетховена. Бетховенский концерт прозвучал в очень сдержанной манере исполнения.
В исповедально-глубокой лирической 1-й части, в драматическом диалоге солиста и оркестра во 2-й и в безудержной (по-преимуществу) радости 3-й части исполнители — и солист, и оркестр — соединяли высокую простоту и искренность высказывания «от первого лица» с филигранной технической отточенностью виртуозной музыкальной ткани и элегантной непринуждённостью музицирования.
«Прощальными объятиями» очарованной белгородской публики и выдающегося Мастера современного фортепианного искусства стали виртуозно-разноплановые «бисы» — Рахманинов (Музыкальный момент ор.16 № 6) и Мендельсон (Скерцо из музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»).
Прозвучавшая в 1-м отделении Симфония №5 Чайковского ми-минор в 4-х частях, ор. 58 (1888) стала для многих слушателей настоящим потрясением. Потрясением и от беспощадной, безжалостной профетической истины её трагического смысла, и от великолепного исполнительского мастерства оркестра, сравнимого с лучшими подобными коллективами.
Конечно, первое — глубину дирижёрской интерпретации трудно отделить от второго — исполнительского мастерства такого сложнейшего музыкального инструмента как симфонический оркестр. Симфонический оркестр БГФ в руках Рашита Нигаматуллина за неполные семь лет стал неузнаваем…
Куда девалась заметная ещё два года назад интонационная невыразительность духовых? Сегодня этого нет и в помине… Сегодня это оркестр, в котором с первой же минуты всё живёт, дышит, двигается, рождается и умирает. Оркестр, который музыкой конца ХIХ века говорит о жизни сегодняшней, о её тревогах и катастрофах, о сегодняшней беспомощности человека перед неведомыми и реальными угрозами, повествует об иллюзиях и разочарованиях, так и оставляя неразрешимыми «вечные» вопросы человеческого бытия.
То, что происходит в слушательском сознании во время т - а - к - о - г - о исполнения Чайковского, не может пройти, не затрагивая самых его глубин и не врезаясь в сознание надолго. Это та самая высокая сфера высокой классики, которую Белгородская филармония в лице Рашита Нигаматуллина и его оркестра имеет уникальную возможность предложить белгородскому слушателю.
Эта часть репертуара — гордость Белгородской филармонии — стоит в первом ряду среди 18 филармонических абонементов, но весь «абонементный веер», как отметил И. Г. Трунов, рассчитан на любой вкус и уровень подготовленности слушателей.
- Дата публикации
- 05.10.2012 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
Топ новости
-
25 апреля
Белгородчина молодая
- Все новости