Новости и обзоры событий культурного Белгорода



От современной музыки для народного оркестра к мелодиям киноклассики

Программа «Перезвоны», прозвучавшая 7 ноября в Большом зале Белгородской государственной филармонии, открыла абонемент «Встречи по четвергам с оркестром русских народных инструментов».

Лауреат всероссийского и международного конкурсов ОРНИ БГФ (главный дирижёр — заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников) предложил белгородской публике программу, состоящую из произведений современных российских композиторов (1-е отделение) и популярных мелодий из советских и зарубежных кинофильмов прошлых лет (2-е отделение).

«Случайно или нарочно», но в программе первого отделения исполнялись сочинения композиторов, которые в 2013, 2012 или в 2011 гг. отмечали юбилеи творческой зрелости — 50-, 60- или 75-летие.

ОРНИ БГФ и главный дирижёр Евгений Алешников

Открывшая программу трёхчастная Симфония № 6 (на русские темы) Геннадия Чернова, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора РАМ им. Гнесиных напомнила о том, что крупнейшему современному московскому композитору (в том числе, автору большого количества произведений для народных инструментов) ровно год назад в ноябре исполнилось 75 лет.

Напомнила и о том, что Геннадия Чернова, Евгения Алешникова и ОРНИ БГФ связывают прочные творческие и тёплые дружеские отношения — два года назад, тоже в ноябре, на сцене Большого зала БГФ в присутствии автора исполнялась посвящённая Евгению Алешникову 4-я симфония («Лирическая») Г. Чернова.

Программа «Перезвоны Оркестра русских народных инструментов БГФ»

6-я симфония (её исполнение, как и большинства сочинений, прозвучавших в первом отделении — премьера для Белгорода) отмечена чертами, характерными для зрелого творческого почерка мастера. Симфония «посвящена моему другу и коллеге, замечательному дирижёру и педагогу Борису Сергеевичу Ворону». Её отличает опора на ясно выраженные традиции русского классического лирико-эпического симфонизма, ясность форм и динамизм развития, поиск интересных колористических звучаний.

Программа «Перезвоны Оркестра русских народных инструментов БГФ»

Название программы — «Перезвоны» — можно отнести и к 6-й симфонии Г. Чернова с её колокольными звучаниями в коде 1-й части и ещё более мощными ликующими звонами финала, заставляющими вспомнить есенинское «Звени, звени, златая Русь». Праздничным колоколам противопоставлена щемящее печальная лирическая тема вступления 1-й части и перекликающаяся с ней протяжная тема 2-й части (вариаций).

Так в сегодняшнем времени чутким слухом большого мастера услышана и отозвалась есенинская тема веры в «вечную Русь»; так адекватно отразилась она в талантливом исполнении белгородского оркестра под управлением своего главного дирижёра.

Программа «Перезвоны Оркестра русских народных инструментов БГФ»

Успех пьесы «Скоморошина» для народного оркестра (первое место на композиторском конкурсе в Липецке летом этого года) белгородца Николая Бирюкова (род. 1962 г.) вдохновил её автора на дальнейшую творческую работу в этом направлении. Так в программе прозвучала 1-я часть его концерта «Древнерусский триптих» для балалайки с оркестром (солист — артист оркестра ОРНИ БГФ, лауреат международного конкурса Юрий Фукалов).

Здесь сменяют друг друга темпово-контрастные разделы, ассоциирующиеся то с образами русской тройки и заснеженной убегающей вдаль дороги, то с моментами покоя и задумчивой тишины. Музыка привлекает камерностью письма, тонкостью звуковой живописи.

Главный дирижёр ОРНИ БГФ Евгений Алешников

Лауреат недавнего ежегодного фестиваля-конкурса в г. Ланчано (Италия) в сольной номинации Михаил Токаев солировал в популярнейшем концерте для аккордеона с народным оркестром «Посвящение Астору Пьяццолле» Владимира Зубицкого. Рождённый в Украине и с 1995 г. живущий в Италии, в г. Пезаро, выдающийся баянист и композитор, Владимир Зубицкий как никто другой из современных авторов обогатил репертуар исполнителей на народных инструментах и способствовал установлению очень высокой исполнительской планки в игре на аккордеоне (баяне). Подобно Г. Чернову, Вл. Зубицкий очень высоко оценил исполнительское мастерство оркестра русских народных инструментов БГФ, пригласив его выступить на конкурсе в Ланчано, организатором и председателем жюри которого он является.

Взрывчатым пульсирующим ритмам и исступлённо-жгучим мелодиям концерта «Посвящение Астору Пьяццоле» публика внимала в заворожённом напряжённом молчании, но, как проходит всё, ушли и эти мучительно-страдающие звуки.

Редкий концерт Евгения Алешникова обходится без доброй улыбки. В этот раз роль шутливого интермеццо выполнила пьеса «Вело-рондо» известного челябинского композитора, автора замечательной музыки для детей Елены Попляновой. Её прелестно сыграли, точнее «разыграли» (в сопровождении оркестра) Александра Тополиди (ксилофон) и Александр Бутурлакин (велосипедный звонок).

На концерте, помимо Николая Бирюкова, присутствовал ещё один автор — Виктор Новиков, отметивший в апреле 2013 г. своё 60-летие. Известного композитора из Перми, заслуженного деятеля искусств республики Удмуртия, бессменная ведущая народных концертов Ирина Точицкая впервые представила публике как «теперь белгородца». Зажигательная «Молдавская свадьба» Виктора Новикова (соло в оркестре — лауреат международных конкурсов Александр Сахарчук, баян) относится к числу его многочисленных ярких концертных, эффектных и очень любимых исполнителями пьес жанрового и народно-бытового характера, каких как «Казачка», «Французская баллада», «На арене», «Самба-карнавал» и др.

И, наконец, завершала жизнерадостную программу первого отделения красочная и колоритная, с ритмами стэпа и раннего джаза, искрометная миниатюра «Весенний город» забайкальского композитора и педагога, заслуженного деятеля искусств России и Бурятии Александра Прибылова (род.1953 г.).

Это настроение лёгкости и виртуозности подхватила и продолжила программа второго отделения, где слушатели всецело отдались наслаждению знакомыми и любимыми мелодиями Исаака Дунаевского и Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Евгения Доги и Нино Рота. Из первого отделения во второе перекочевал и Виктор Новиков с прекрасной аранжировкой Галопа из музыки к кинофильму «12 стульев» (режиссёр Л. Гайдай, композитор А. Зацепин).

Пытаться передать как звучал здесь ОРНИ БГФ столь же трудно, как описывать красоту настоящих ювелирных украшений — последние надо видеть, а первые надо слышать. Каждая пьеса, неизменно удостаивавшаяся возгласов «браво», была сравнима с произведением ювелирного искусства, безукоризненно точного в своей отделанности и завершённости.

Закончилось всё это очарование Парафразом на темы из музыки к кинофильмам Л. Гайдая и аплодирующей в приподнятом настроении публике уходить из уютного зала в тёмный дождливый ноябрьский вечер очень не хотелось — ведь следующие очень разные концерты этого абонемента запланированы аж на весну.

Но между ними — и это известно — будет много других, всегда радующих белгородцев встреч с оркестром русских народных инструментов и его главным дирижёром Евгением Алешниковым.

Дата публикации
08.11.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме