Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Шедевры барокко, или Белгородское завершение Года культуры в России

23 декабря 2014 года в Малом зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт абонемента «Поющая мечта», в котором в исполнении Камерного хора под управлением Елены Алексеевой и солистов — заслуженной артистки РФ Нины Стрижовой (меццо-сопрано) и лауреата международного конкурса Галины Зольниковой (сопрано) звучали музыкальные полотна эпохи барокко.

«Полотна старых мастеров» — так называлась программа удивительного концерта, который подарил в минувший вечер всем присутствующим несравненное удовольствие. Изумительная красота царствовала в зале ещё в предконцертные минуты, когда, направляясь к своему месту, слушатель оказывался в уютной обстановке камерного зала, украшенном изображениями живописных полотен и фоновой музыкальной заставкой.

Перед тем как публика начала буквально впитывать в себя исполняемую музыку, директор филармонии Боруха Светлана Юрьевна поздравила присутствующих с завершением Года культуры в РФ, подчеркнув, что за этот год в Белгородской филармонии произошла целая масса знаменательных событий, фестивалей и концертов, а также осуществлены новые проекты. В их числе — открытие новых абонементов, акция буккроссинга, V Фестиваль современной музыки, открытие в Белгороде Всероссийского виртуального концертного зала и многие другие.

Неслучайно для взятия финального аккорда белгородского Года культуры был выбран концерт Камерного хора и солистов в сопровождении фортепиано. С одной стороны, манило само звучание человеческих голосов и королевского инструмента — истинная красота, которая доступна в глубоком смысле лишь избранным, подлинным ценителям культуры и искусства.

С другой стороны, влекли музыкальные шедевры эпохи барокко 17–18 веков, того времени, когда жили и творили три подлинных музыкальных мастера — Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Именно их вокально-хоровые сочинения звучали в этот вечер: каждый мог услышать и открыть для себя в них что-то необыкновенное, особенное, вечное.

Музыка итальянского композитора Антонио Вивальди стала настоящей проверкой публики на чуткость и выдержку. Слушательская аудитория справилась с этой задачей безупречно: в течение более получаса звучал большой 12-частный музыкальный цикл Gloria (кантата для солистов, хора и оркестра), который не был ни разу прерван аплодисментами (с чем мы можем сталкиваться, к примеру, на концертах симфонической музыки, когда неподготовленный слушатель аплодирует после каждой части симфонии).

Всё внимание присутствующей интеллектуально подготовленной, заинтересованной публики концерта было сосредоточено на исполнителях, которые с первого звука вовлекли всех в особую палитру манящих музыкальных красок.

В этой богатой звуковой палитре ангельской музыки Gloria (в католических соборах «Глория» традиционно заменяет 2-ю часть пятичастной мессы), казалось, было всё: и торжественно-приподнятые, ликующие, прославляющие мир на земле и в сердцах людей образы, и музыка глубокой скорби, мольба о пощаде в лирическом эпизоде-центре произведения (номера 8 и 9), и, наконец, торжество мира и справедливости (10,11,12 номера).

Чистые голоса хора то сливались в свежие гармонические сочетания, то в благозвучные или щемяще-терпкие интервалы и аккорды, то просто парили в невесомом пространстве. Превосходная дифференциация голосов, динамически грамотно выстроенная интерпретация, хороший звуковой баланс «хор – фортепиано», «хор – солисты – фортепиано» — всё это рождало ещё больший интерес к исполнению.

Главный дирижер Камерного хора БГФ Елена Алексеева, словно нашла свой собственный подход к данному произведению, который увлёк слушателя. Профессионализм коллектива и руководителя — продукт упорной, кропотливой, творческой и смелой каждодневной работы, совершенствования, экспериментов — чувствовался в каждом исполненном сочинении: от Gloria Вивальди и Мессы си минор И. С. Баха (прозвучал № 8 — Qui Tollis Peccata Mundi — «Несущий грехи мира») до оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя (прозвучали четыре хора — № 7, 8, 9 и 16 из второй части «Страсти»).

Белгородский хор предстал как цельный музыкальный организм, большой и многогранный, со своими нюансами, с переплетениями голосов, каждый из которых особый, яркий и чистый.

Многое в Gloria, как и во всех исполненных сочинениях, зависело от концертмейстера. Заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова, известная и любимая белгородской (и не только белгородской) публикой, автор филармонического абонемента «Роман с роялем» (в прошедшем сезоне — главный вдохновитель и исполнитель абонемента «Рахманинов и его время»), — много лет сотрудничает с Камерным хором филармонии.

Чутко и профессионально она подошла не только к партии фортепиано, заменяющей оркестр, но и в целом к исполнению Вивальди, следуя за хором и солистами, направляя их и настраивая на нужный темп и динамику. Каждая нота, каждый звук Соколовой — это филигранный изыск, это шедевр, длящийся секунду или несколько секунд, за которые можно побывать в вечности.

«Я Вас люблю! Вы никогда не мешаете исполнителю!», — призналась концертмейстеру после концерта заинтересованная поклонница музыкального искусства Ирины Соколовой. Скажем более — пианистка не только не мешает солисту или хору, она им помогает — поддерживает, сопровождает, направляет. А это — важнейший принцип исполнительства.

Солистки — заслуженная артистка РФ Нина Стрижова и лауреат международного конкурса Галина Зольникова — от номера к номеру (от части к части) представали в разных музыкальных амплуа, в которых виделись то напористая энергия, то «взрывы» ликования, то лирика, то созерцание, то жизнерадостность.

Необыкновенную глубину мысли, красоту звука и проникновенность можно было почувствовать в исполнении великолепной Нины Стрижовой. Её красивый, сильный, темброво богатый сочный голос в сочетании с нежными клавишами Ирины Соколовой дарил истинное наслаждение, будь то на фоне голосов хора в Gloria А. Вивальди, в арии альта «Плач Петра» И. С. Баха («Страсти по Матфею», № 47) с её ламентозными интонациями, в прекрасном дуэте с солистом хора Олегом Куликовым (дуэт альта и тенора Et misericordia «И милость Его» из «Магнификат» И. С. Баха, № 6) или в двух концертных ариях Г. Ф. Генделя — Dignare (из кантаты Te Deum) и Amen Hallilujah (из оратории «Иуда Маккавей»).

Не могло не порадовать прекрасное пение Галины Зольниковой, популярность которой неуклонно растёт, причём заслуженно. Трогает теплота, нежность, искренность её голоса, которые, конечно же, не проходят мимо слушателя. Gloria А. Вивальди, ария сопрано Quia respexit (№ 3 из «Магнификата») и ария Bist du bei mir (из нотной тетради А. М. Бах) И. С. Баха, или музыка из оперы Г. Ф. Генделя «Ринальдо» — ария Альмиры (Lascia ch’io pianga) и ария Армиды (Furie terribili) — абсолютно везде солистка интересна слушателю, она увлекает и «ведёт за собой».

Многоликий, яркий музыкальный вечер для кого-то стал настоящим праздником, для кого-то — философской исповедью, нравственным идеалом, для кого-то — вечером барочных шедевров. Кто-то, возможно, открыл для себя новые жанры, такие как кантата, месса, оратория, кто-то — новые возможности исполнителей.

И с полной уверенностью можно сказать, что равнодушных после концерта не осталось. Также как когда-то король Великобритании Георг II, потрясённый музыкой, вскочил на ноги при звуках хора «Аллилуйя» из оратории Генделя «Мессия», вся публика после концерта восторженно поднялась, требуя бис — им оказалась та самая «Аллилуйя», радостная, бесподобная, волшебная…

Дата публикации
24.12.2014 г.
Автор