Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Зимы не будет!» в БГАДТ им. Щепкина: Четыре кошки, одна добрая женщина и волшебная фуражка

Игорь Ткачёв, всего два месяца назад назначенный главным режиссёром белгородской драмы, поставил первый спектакль в своём новом амплуа. Выбор пал на пьесу Виктора Ольшанского «Зимы не будет!». Так же называется и спектакль, премьера которого состоится сегодня, 28 марта, на большой щепкинской сцене.

Ольшанский — драматург, пишущий в основном для детей и молодёжи. Он инсценировал несколько сказок, написал довольно много киносценариев, один из которых — «Хозяйка детского дома» — принёс ему популярность в 1980-е. В Белгороде и раньше ставились его вещи, к примеру, «школьная» пьеса с фантастическим сюжетом «Училка двадцать первого века».

Новый спектакль Игоря Ткачёва также наделён необычным сюжетом. Вернее, сюжет-то как раз самый простой, но вот его герои! Четыре кошки, дерево, растущее во дворе дома, и даже подержанный автомобиль — всем подарена возможность говорить, чувствовать, общаться между собой так, что мы, зрители, можем это наблюдать.

Невесела судьба бродячих кошек, живущих на улице и подкармливаемых заботливой тётей Пашей.

Рыжий (Антон Блискунов) раньше жил в уютной, тёплой квартире, пока не оказался выброшенным на улицу. С тех пор он безуспешно ищет хозяйку, не в силах поверить в то, что его предали, что он не нужен. Что никогда больше не будет собственной чистой миски, вкусной еды, пушистого коврика, на котором так приятно свернуться клубком у знакомых ног.

Тощий (Роман Рощин), напротив, никогда не знал, каково это — быть кем-то любимым. Дитя улицы, он привык драться за выживание, теряя когти и зубы. Для вечно голодного Тощего нет другой ценности, кроме еды — все мысли только о том, где разжиться рыбой. Поэтому и презирает он таких как Рыжий, избалованных заботой, поэтому и не умеет выразить свою симпатию к Новенькой, по хулиганской привычке действуя силой.

Одноглазый (Николай Ильдиряков) испытывает со стороны своих друзей по несчастью некоторую зависть. Ведь это он, Одноглазый, единственный «родной» кот тёти Паши. Ведь это он был с ней, когда она ещё жила в деревне и имела свой угол. Именно он, нешумный и деловитый, способен брать на себя решение хозяйкиных проблем: хоть машину сына пригнать, хоть старинную подружку привести.

Новенькая (Оксана Катанская) — она и есть Новенькая. Невесть как прибившаяся к сугубо мужской компании, мягкая и нежная кошечка. Как истинная женщина, способна и к человеку ластиться, и со всеми сразу котами кокетничать, никому явно не отдавая своей симпатии. По крайней мере, до поры до времени…

А что же сама тётя Паша, на которую вся эта в буквальном смысле разношёрстная компания готова молиться? Кто эта удивительная женщина, живущая в будке с экзотическим названием «Щи и Фру»? В исполнении Анны Краснопольской героиня — сама доброта. Та самая, заставляющая изо дня в день кормить уличных кошек.

Но доброта эта не покорная, не пассивная, а активная и действенная. Тёте Паше не откажешь в характере и стойкости — с местным участковым готова поспорить, к непутёвому сыну ехать не желает. Коты — вот лучшие друзья, самые преданные и благодарные. Поэтому и не деться никуда от пресловутой будки — лишь здесь они могут быть неразлучны…

Осветив пятёрку главных героев, присмотримся внимательнее и к другим — они играют важную роль в сюжете.

Рядом с бывшим овощным ларьком, где тётя Паша обрела пристанище, растёт самое очаровательное в мире Дерево в исполнении Нины Кранцевич. Невероятно длинные распущенные волосы, очёчки под Леннона, что-то красиво колышущееся в одежде (художник-постановщик — Марина Шепорнёва). Дерево всегда невозмутимо, ведь оно — символ незыблемости природных законов. Впрочем, его спокойствие то и дело будоражат неугомонные кошки, вздумавшие остановить приближение холодов.

Парочку тёти-Пашиных детей, вернее, сына Пети и его жены, которой драматург в имени отказал, назвав её вслед за Петей Молчидурой, играют Дмитрий Евграфов и Ольга Решетова. Обыкновенные такие люди — квартира, машина и постоянные скандальчики — от своей узнаваемости становятся ещё более отвратительными персонажами. Вроде и нужно мать забрать к себе, потому как «от людей стыдно», но если она отказывается, связанная своими четвероногими нахлебниками, — и хорошо, и ладно! Да ещё прикрикнуть напоследок: сын я тебе родной или кто?

У сына Пети имеется глубоко подержанный Форд Фокус, который в нашей истории тоже обрёл человеческое лицо, и вполне себе симпатичное — лицо актёра Ильи Васильева. Удивительный персонаж — этакий американец, так долго проживший в наших реалиях, что обрёл здоровый цинизм и неповторимое русское обаяние: пожалуй, ушанка идёт ему больше, чем заграничная майка!

Не обошёлся драматург и без представителя власти. Вроде как нужно по-новому: полицейский, но артист Андрей Зотов играет всё же милиционера! Именно наша доблестная милиция, а особенно лучшие её представители — участковые, ведут (или вели?) себя подобным образом.

Вроде как нормальный человек, но «при исполнении» меняется кардинально в негативную сторону. В спектакле эта метаморфоза решена остроумно: есть фуражка на голове — грозный рык, зачитывающий инструкции и законы, нет фуражки — можно и «за жизнь» с тёть Пашей поговорить, и чайком угоститься. Вот и тянет руки тётя Паша к фуражке Василия, ой как мешающей ей жить спокойно.

Наконец, есть ещё в спектакле единственная Пашина союзница из враждебного мира людей — Паша номер два (Наталья Зуева). Дружба оказалась сильнее родства, встретились две пожилые женщины, родным детям не то чтобы не нужные, но не окружённые ни заботой, ни теплом…

Спектакль «Зимы не будет!» — о ком он и о чём? Не будем обманываться… не о кошках… Хотя, смеем надеяться, лишний раз подумают люди, выбрасывающие пригретых животных на улицу, и уставшая от повторений фраза Экзюпери об ответственности за тех, кого приручили, прозвучит лишний раз в их мыслях. Но всё же это — о нас. О людях.

Особенное место в динамичном действии «Зимы» занимает хореография. Молодые актёры, играющие кошек, много танцуют, выполняют кучу трюков — и всё это на отличном профессиональном уровне. За что хочется поблагодарить не только их самих, но и хореографа Александра Малахова, уже не впервые сотрудничающего с режиссёром Ткачёвым.

Музыка — один из самых важных компонентов щепкинской премьеры, и здесь, как всегда, на высоте оказался Руслан Родионов. Кроме того, молодые актёры впечатляюще владеют мастерством рэпа, прекрасно чувствуют себя в хип-хоп культуре, что весьма органично ложится на образы, близкие современным подросткам. Артистам за это — браво!

Довольно изобретательно выполнено световое оформление (художник по свету — Виктор Макаров). Чередование света и темноты отдельно подчёркивают взаимодействие людей и животных, добрых порывов и чёрных замыслов…

Да и спектакль в целом имеет необычное художественное решение — чувствуется, что сценограф Марина Шепорнёва работала увлечённо, продумывая декорации и костюмы.

Душевный спектакль получился у Игоря Ткачёва. Светлый и дающий надежду. По крайней мере мы, зрители, поверили: «Зимы не будет!»

Дата публикации
28.03.2015 г.
Автор

Новости по теме