Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Вы будете со мной разговаривать?»

На сцене БГАДТ — весенняя премьера! Режиссёр Станислав Мальцев сегодня вечером представит зрителям спектакль «Земля Эльзы» по одноимённой пьесе Ярославы Пулинович.

— А пойдемте ко мне в гости? У меня есть две фотографии, где я молодая.
— Зачем вы мне молодая?
— Молодая лучше, чем старая.
— Вы там на фотографии, а здесь живая.

«О самом прекрасном — простыми словами» — так назывался обзор на портале «Афиша и новости культурного Белгорода» предыдущего спектакля Станислава Мальцева на щепкинской сцене. Удивительно, но эту фразу можно отнести и к тому спектаклю, премьера которого состоится сегодня вечером.

Режиссёр из Владивостока как-то удивительно «пришёлся ко двору» в Белгороде. И дело не только в том, что его первая постановка здесь, «Любовь и голуби», завоевала феноменальную популярность у аудитории. И даже не в том, что артисты очень любят работать с ним и с нетерпением ждут новой встречи.

Мальцев — режиссёр, что называется, со своей темой: ему более всего интересен сам человек, его душевный и духовный мир. В его спектаклях не может быть проходных фраз и неоправданных жестов, в работе с артистом ему интересны самые тонкие переходы состояния, самые, казалось бы, незначительные мелочи.

Вместе с тем ему неинтересен слишком подробный, «бытовой» театр, в любой драматургии он ищет некую полётность, свет, то прекрасное, что возвышает человека. Неудивительно, что предметом нового сотрудничества театра и постановщика стала пьеса о любви.

Имя Ярославы Пулинович сегодня ассоциируется, прежде всего, с нашумевшей пьесой-монологом «Наташина мечта», а также с её учителем в драматургии — Николаем Колядой. «Земля Эльзы» написана Ярославой недавно, в 2015 году, но постановок на отечественной сцене имеет много. Благодаря двум хорошо выписанным ролям для артистов старшего возраста, «Земля Эльзы» популярна и в столице, и в провинции.

Героиня пьесы Эльза — из обрусевших немцев, и пережила в своей жизни немало испытаний: потерю репрессированного отца, голод, презрение односельчан из-за своего «несоветского» происхождения. Особенным грузом легла на Эльзины плечи её семейная жизнь. «Сломала жизнь ему. Бил, обзывал по-всякому» — рассказывает Эльза без эмоций. И хоть родила она в браке дочку, но не знала ни поцелуев, ни ласковых слов.

Эльзе за семьдесят, и она даже не бабушка, а прабабушка — внучка Даша недавно родила дочку. И вот гуляет Эльза с коляской и встречает нечаянно Василия Игнатьевича, тоже пожилого и положительного. Несколько вечеров, несколько разговоров по душам — и Эльза понимает, что вот он, тот самый, долгожданный и единственный. И всё случается — и первый поцелуй, и первый вальс, и первое в жизни объяснение в любви.

И всё, казалось бы, складывается у героев как нельзя лучше — Василий делает Эльзе предложение руки и сердца. Но на пути к счастливому финалу встают другие участники этой истории — дети немолодых влюблённых. Со своими правами и правдами…

Режиссёр предложил главные роли Марине Русаковой и Ивану Кириллову — мастерам белгородской сцены, которых мы раньше, пожалуй, не видели в дуэте. Они оба моложе своих героев, и это заметно, но нисколько не умаляет драматизма и наполенности их совместных сцен.

Народную артистку России Русакову мы часто видели в ролях сильных, деятельных женщин — такими были Элинор («Лев зимой»), Филумена («Филумена Мартурано»). Но здесь, в «Земле Эльзы», Марина Александровна дарит своей героине такую милую неуверенность, такую пронзительную нежность!

Хрупкость, трепетность своего внутреннего мира вовсе не исключает силы — и Эльза сильна, иначе бы не выстояла она, не вытерпела свою мучительную жизнь. Как спокойно и жёстко звучат её слова навстречу обвинениям дочери: «Пошла вон», но вскоре, повинуясь своей безмерной любви, Эльза обнимет её и пообещает всё-всё.

О том, как Марина Русакова играет перерождение своей героини, стоило бы написать отдельно — так поразительно и быстро преображается Эльза навстречу обретённой любви. Но в этом ей, без сомнения, помогает партнёр.

Заслуженный артист России Иван Кириллов здесь выглядит неким собирательным образом, воплощением лучших мужских качеств, но при этом — живым, эмоциональным, совершенно земным и реальным.

Его герой — учитель географии, вышедший на пенсию и сложно переживающий отлучение от единственного любимого дела. Не только Василий Игнатьевич стал для Эльзы началом иной жизни — она сама, Эльза, встретилась на его пути в тот миг, когда герою был так необходим новый смысл его существования.

Он хочет сажать с ней розы, угощать «Рафаэлло», защищать от подружек-сплетниц и немедленно ехать в свадебное путешествие. А ей… Ей больше всего нужно, чтобы с нею просто разговаривали. С ней ведь никто и никогда не разговаривал так, как делает это Василий Игнатьевич — тепло и заинтересованно.

Свою драму доносит до зрителей и Ольга в блестящем исполнении Юлии Волковой. Глядя на эту актрису, вновь и вновь поражаешься тому, с каким увлечением, с какой безоглядной страстью к профессии окунается она в новую роль.

Замотанная, уставшая донельзя от проблем и проблемок, сельская фельдшер находит вдруг в жизни самую главную, как ей кажется, беду — сумасбродство матери, которая вдруг собралась замуж. Юлия играет Ольгу точно и глубоко, сочувствуя ей даже в самых хамских и бесстыдных проявлениях, как это вдруг случается ближе к финалу спектакля.

И поэтому сочувствует ей и зрительный зал, и непременно найдутся в этом зале те, кто встанет на Ольгину сторону — это очень верный и режиссёрский посыл, за которым нет осуждения и морализаторства.

Интересными получились и актёрские работы второго плана: внучка героини Дашка (Валерия Ерошенко), за внешним спокойствием и даже некоей циничностью которой прячется нежная детская душа, не знавшая влюблённости. Две старухи, подруги Эльзы, не злые, но злословящие (Анна Краснопольская и Надежда Пахоменко). Сноха Василия Игнатьевича, жёсткая, деловитая Изабелла (Эвелина Ткачёва) и её безропотный муж Виктор (Дмитрий Евграфов).

Ярким и комедийным трио появляются на сцене очаровательная продавщица Марина (Дарья Ковалевская) и два её незадачливых поклонника (Дмитрий Глактионов, Илья Штейнмиллер). Балетмейстер Александр Малахов предложил им интересный хореографический номер, который неожиданно органично вписался в текст спектакля.

Заметное место занимает в пространстве спектакля сценография Марины Шепорнёвой. Художнику удаётся найти хрупкий баланс между поэтичностью истории и бытовыми, даже грубыми деталями. Использовано много сценических эффектов, благодаря которым происходящее на сцене из камерной семейной драмы перерастает в нечто более масштабное и значительное.

Пьеса Ярославы Пулинович насыщена приметами времени, и режиссёр не стал отказываться от этих примет — персонажи смотрят «Пусть говорят» по телевизору, «Великолепный век» в интернете, читают Википедию и знают, что такое Инстаграм.

Кому-то этот приём покажется излишне бытовым, но как иначе показать современную историю любви? Той любви, которая, несмотря ни на что, вечна и прекрасна. Та, что заставляет цитировать Шекспира и танцевать венский вальс…

И неважно, сколько им лет — той паре, которая застыла в поцелуе на сцене. Они ведь живы. Они — это они. В пять или восемьдесят…

P.S. 12 марта в спектакле зритель увидит Ольгу Решетову в роли Ольги и Наталью Чувашову в роли Даши.

Дата публикации
11.03.2017 г.
Автор

Новости по теме