Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Разные грани Прокофьева

Музыка Сергея Прокофьева в исполнении симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и лауреата международных конкурсов Юлии Игониной (скрипка, Москва) звучала в минувшую субботу в Большом зале Белгородской филармонии.

Безграничен круг образов Прокофьева, в каждом сочинении мы можем распознать абсолютно разного композитора, мыслящего и воплощающего свои мысли по-разному. В программе концерта абонемента № 3 «Шедевры мировой музыки» раскрылись две грани одного художника — бесконечного лирика, утончённого романтика и смелого авангардиста, не боящегося экспериментировать и внедрять нечто сугубо индивидуальное.

В двух отделениях программы исполнялась музыка, написанная Прокофьевым в сравнительно ранний период творчества (1917 и 1924–25 гг.), когда, судя по записям в дневнике композитора, он был полон энтузиазма и находился в предвкушении увидеть Новый Свет.

В первом отделении прозвучал трёхчастный Концерт № 1 для скрипки с оркестром ре мажор. В сопровождении белгородского симфонического оркестра (главный дирижёр — заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин) солировала лауреат международных конкурсов Юлия Игонина, продолжательница исполнительской школы Эдуарда Грача.

Это не первое выступление московской скрипачки в Белгороде. В 2009 году она принимала участие в концертной программе, посвящённой 200-летию со дня рождения Ф. Мендельсона-Бартольди, исполнив его скрипичный концерт ми минор (за дирижёрским пультом тогда стоял Эдуард Дядюра).

Исполнительница настолько понравилась публике и музыкантам, что впоследствии выступала с белгородским оркестром практически в каждом филармоническом сезоне. В прошлом, 47-м концертном сезоне, Игонина участвовала в концерте белгородских премьер произведений Прокофьева: в феврале 2014 года были исполнены 4-я симфония и 2-й скрипичный концерт Прокофьева. И в этом году — снова прокофьевские премьеры: 2-я симфония и 1-й скрипичный концерт.

«Её скрипка в высшей степени виртуозна, но, в то же время, подчинена романтическим импульсам произведения», — писала музыкальный обозреватель БГФ Нина Синянская о первом белгородском выступлении Игониной.

И в этот раз виртуозный блеск солистка продемонстрировала в полном «музыкального озорства» скерцо — второй части концерта, полной кокетливо-юмористического задора и в то же время мрачноватого сарказма. Образные оттенки этой части, переданные не без помощи безупречно сыгранных staccatomarcatissimoи sulponticello, в сочетании с колористическими композиторскими находками, были явственны и зримы.

Однако «душой» этого опуса являются крайние части — первая и третья. Яркий, проникновенный звук скрипки Игониной парил и в нежнейшей теме главной партии первой части (когда к чисто лиричному моновысказыванию солиста присоединяется группа деревянно-духовых, а впоследствии и оркестр), и в волшебно-прозрачных эпизодах-звучаниях, и в причудливых трелях, великолепных пассажах, изящных форшлагах, полнозвучных тиратах, и в нежно-лирических проведениях главной темы в репризе первой и в третьей частях.

Музыку, полную света и добра, чистоты и жизнерадостности тепло восприняла белгородская публика.

Во втором отделении слушателей ждала абсолютно другая сфера музыкальных образов — симфоническим оркестром филармонии и маэстро Рашитом Нигаматуллиным было воспроизведено «полотно титанического масштаба», как окрестила ведущая концерта, музыковед, заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко симфонию № 2 ре минор (op. 40) Сергея Прокофьева. «Со дня премьеры этого произведения прошло 90 лет, но кажется, что написано оно вчера», — заметила белгородский музыковед.

Вторая симфония Прокофьева стоит особняком в творчестве композитора. Это музыка эпатажная, она заставляет задуматься, подобно Седьмой Шостаковича или Четвёртой Чайковского.

Даже в структурном плане композитор показывает нестандартность этого произведения: в двух частях опуса — первой части в сонатной форме и второй, представляющей цикл вариаций, переданы удивительные контрасты, драматизм.

Симфония пронизана минором. В этой тяжёлой, грузной музыке с кричащей медью и шершавой, угловатой, стальной музыкальной тканью, с безжалостными напористыми ритмами, диссонантными гармониями (по крайней мере, в первой части), плотной оркестровой фактурой совсем немного места, кажется, остаётся моментам красивой медитации в вариациях второй части, с жалобной диатонической темой гобоя и непродолжительными эпизодами-разрядками деревянно-духовых.

Симфония, написанная Прокофьевым для большого симфонического оркестра с тройным составом духовых (двойной состав вряд ли позволит воплотить ту сферу образов, которую задумывал композитор), производит неизгладимое впечатление. Это ураган образов, музыкальный смерч...

Неслучайно, создавая её в Париже, сам автор назвал процесс создания этого полотна «девятью месяцами бешеного труда» и характеризовал эту симфонию, как кованую из «железа и стали».

Симфонический оркестр Белгородской филармонии покорил в этот вечер новую для себя вершину, и эту вершину вместе с ним покорили все присутствующие. Зал испытал громогласное потрясение, вместе с музыкантами оркестра и дирижёром.

Концерт проходил при поддержке Министерства культуры РФ в рамках фестиваля «Мастера искусств XXI века».

А 24 апреля 2015 года в филармонии состоится заключительный концерт абонемента, на котором симфонический оркестр под управлением Рашита Нигаматуллина впервые на Белгородчине исполнит Седьмую симфонию Густава Малера (концерт приурочен к юбилею композитора — 155-летию со дня рождения).

Дата публикации
30.03.2015 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме