Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Сербская драма с русской душой

В воскресенье, 15 ноября 2015 года, в Белгородском академическом состоится вторая премьера юбилейного 80-го театрального сезона. Зрители увидят спектакль «Сыновья моих братьев» по пьесе Синиши Ковачевича «Сербская драма».

Поставила пьесу известного сербского драматурга москвичка Елена Оленина, знакомая белгородским зрителям по своей предыдущей работе в БГАДТ: спектаклю «Сорок первый», ярко прозвучавшему в предыдущем щепкинском сезоне.

Та постановка запомнилась неожиданно жёсткой, мощной режиссурой, не свойственной на первый взгляд женщинам, а ещё, пожалуй, актёрскими работами, поднимающимся порой до высокой трагедийности. Можно смело сказать, что «Сербская драма» в версии Олениной продолжает тему человечности в нечеловеческих условиях войны.

Настоящим соавтором режиссёра в спектакле «Сыновья моих братьев» выступила художник-постановщик Марина Шепорнёва. Удивительно, с каким творческим своеобразием подошла она к сценографическому решению, подчинив и декорации спектакля, и костюмы артистов единому художественному замыслу.

Оформление сцены и аскетично, и романтично: на погружённых в тусклый свет декорациях видятся как будто следы от пуль, хаотичные пятна и полосы.

Звучит сербская музыка, которую ни с какой другой не спутаешь, бравурная, но с нотками печали, что рвёт душу, ассоциативно отсылающая нас к раннему Кустурице, и в то же время погружающая в удивительный мир этого спектакля (музыкальное оформление — Руслан Родионов). Он начнётся ещё в зрительном зале, когда его главный герой, седой Обрад Сречкович неожиданно войдёт туда и будет спрашивать у сидящих в креслах людей, не видели ли они его сына Милана.

И перед нами развернётся сюжет — иррациональный и фантасмагоричный, который рассказан тем не менее совсем простым, даже бытовым языком. Герой, конечно, найдёт сына, но тут же узнает, что и его Милан, и другие Миланы Сречковичи, которые на поверку оказываются братом и дядей Обрада, и даже он сам — все мертвы, приняв гибель во имя Родины.

Интересно, что в спектакле на военную тему войны совсем мало. Она фоном сквозит через повествование, не принуждая зрителя задумываться, какие именно войны так жестоко разрушили семью мирных сербов Сречковичей. А на первом плане — судьбы героев, таких молодых и таких жадных до жизни. Им бы не падать ниц от шальной пули, а просто пить, есть, петь красивые народные песни, целовать женщин, рожать детей — жить, жить, жить…

Елена Оленина рассказывает нам о смерти без печали и уныния. Напротив, в спектакле есть много моментов, позволяющих зрителю улыбнуться и даже посмеяться. Всё же удивительно близка нам балканская ментальность, жизнерадостная и где-то философская. Разве что кажутся нам сербы более весёлыми, более беззаботными. Вообще, Сербией спектакль пронизан: от уже упомянутой музыки до костюмов артистов, в которых отчётливо видна национальная самобытность.

Этот спектакль, обладающий несомненной уникальностью, тем не менее, богат на ассоциации — вот и Обрад в исполнении заслуженного артиста России Ивана Кириллова мгновенно и точно вызывает в памяти образ героя легендарного фильма Резо Чхеидзе «Отец солдата». И даже внешность седобородого, необыкновенно красивого артиста кажется слепком с фотографий Серго Закариадзе.

Но это только первое впечатление, поскольку Кириллов в «Сыновьях моих братьев» играет хоть и «отца солдата», но куда более эмоционально, чем его киношный предшественник. Да и вообще — к чему сравнения? И без них ясно, что роль Обрада — главная удача спектакля. Ему просто веришь и сочувствуешь, сразу и безоговорочно, забывая о той грани между артистом и персонажем, что всегда едва заметно присутствует даже в очень хороших актёрских работах.

Продолжая тему ассоциаций, которые нисколько не вредят, а, напротив, делают ткань спектакля богаче и многослойнее, нельзя не сказать, что Обрад моментами удивительно напоминает другого героя Кириллова — горьковского Луку. Так истово он уверяет своих ушедших из жизни родственников в том, что их невесты так и не вышли замуж, храня память о первой любви, что моментально вспоминаются те самые сильные сцены утешения в постановке В. Беляковича.

Впрочем, Обраду куда менее свойственна «ложь во спасение»: случайно выдав себя, он, не сдержавшись, выкрикивает своим молодым собеседникам жестокие истины о том, что жизнь продолжается, и покинутым возлюбленным нужны семьи и нужно потомство...

Достойными партнёрами И. Кириллова выступили в спектакле молодые артисты Дмитрий Беседа, Илья Васильев, Роман Рощин. Тему погубленной юности своих героев они играют точно и глубоко, подкупая энергией, искренностью, да и просто — молодостью.

Они и понимают, и отказываются понимать ту трагическую реальность (или ирреальность?), в которой существуют. И лишь в финале обретают надежду на покой, уходя вслед за Обрадом в иной, неизвестный мир, который, тем не менее, будет к ним куда более добр — по крайней мере, мы абсолютно в это верим.

Есть и ещё один персонаж в этой пьесе — майор в исполнении Дмитрия Евграфова, артиста, которого мы в последнее время привыкли видеть в комедийных ролях. Тем интереснее смотреть на его игру в «Сыновьях», пытаясь весь спектакль понять, кто же он, этот человек, который не знает ничего другого, кроме вечной войны — возможно, и не человек, и не майор, а нечто инфернальное, что управляет после смерти героями? Для кого-то этот образ так и останется загадкой — что ж, стоит попытаться его разгадать.

Невозможно не упомянуть об ещё одном важнейшем компоненте спектакля, хоть и относится он к чисто техническим составляющим. Это экран, транслирующий видео, которого в спектакле очень много. Фоновая картинка дополняет сюжет, помогая более эмоциональному восприятию спектакля: она изображает то множество солдат, будто бы на привале, то этих же солдат в импровизированном оркестре…

Особенно впечатляет собирательный образ той самой вечно ждущей возлюбленной (Юлия Гарнова), которая словно сама жизнь, сама любовь, идущая по буйно цветущему полю… Кстати, именно Юлия и ещё одна актриса, Алёна Беседа, записали прекрасные сербские песни, которые звучат в спектакле, пусть даже на русском языке.

И нельзя, конечно, не сказать отдельно о финальном появлении на экране всех работников театра, принимавших участие в постановке «Сыновей моих братьев» — это замечательный комплимент всем тем людям, которых никогда не видит зритель, но без которых спектакль невозможен.

Дата публикации
14.11.2015 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме