Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Последняя премьера юбилейного сезона в БГАДТ: О самом прекрасном — простыми словами

21 мая на сцене Белгородского государственного академического драматического театра имени М. С. Щепкина — премьера. Режиссёр Станислав Мальцев, художественный руководитель Театра Тихоокеанского флота (Владивосток) представит белгородским зрителям спектакль «Любовь и голуби» по одноимённой пьесе Владимира Гуркина.

Немного найдётся людей, кто не был бы знаком с блестящим воплощением этой комедии в кино — Владимир Меньшов осуществил её экранизацию в 1984 году, собрав в фильме множество звёзд советской эпохи: Людмилу Гурченко, Александра Михайлова, Наталью Тенякову, Сергея Юрского, Нину Дорошину. Поэтому понятны опасения зрителей, пришедших на предпремьерный показ в театр: затмить ту картину в памяти невозможно, нереально.

Но режиссёр Станислав Мальцев, по-видимому, такие опасения смог преодолеть, и с решительностью взялся за постановку сверхизвестной вещи. Смелость в итоге оправдалась.

«Любовь и голуби» — та вещь, где важен, прежде всего, актёрский ансамбль. Конечно, это не умаляет значения других сценических компонентов. Художник-постановщик Марина Шепорнёва, увлечённая сюжетом Гуркина не меньше режиссёра, предлагает скромное, но очень изящное сценографическое решение. Всё условно, но предельно понятно: вот дом Кузякиных, вот голубятня с высокой лесенкой, а деревянные мостки изображают улицу.

С юмором решена тема «полюбовницы» — с ней Вася то и дело проваливается в тартарары, а попросту — в сценическую яму. Костюмы героев также несут смысловую нагрузку: в голубое, а в финале — в цвета выбеленного полотна одеты деревенские жители, яркостью пестрят наряды южных отдыхающих, и только цвет Раисы Захаровны — вызывающе красный.

Заметна работа и хореографа Александра Малахова, который помог придать действию требуемую режиссёром поэтичность. Можно было бы иронизировать над тем, как порой герои взмахивают руками, уходя от бытового диалога в танец, но сделано это настолько естественно и органично, что ирония кажется неуместной.

Если всё же существуют люди, незнакомые с сюжетом самой знаменитой комедии Владимира Гуркина, для них мы вкратце повторим то, из-за чего, собственно…

Василий Кузякин (Дмитрий Евграфов), работник леспромхоза, больше всего на свете любит голубей. Конечно, свою семью он тоже любит — жену Надежду (Юлия Волкова) и детей. А детей у Василия целых трое: Люда (Нина Кранцевич), уехавшая было в город, но вскоре вернувшаяся в родительский дом, не поладив с мужем; Лёнька (Роман Рощин) — веселый парень, любитель техники; наконец, младшенькая Оля (Наталья Чувашова), ещё школьница.

С Олей у Василия особенные отношения, ведь она единственная, кто с такой же нежностью относится к голубям. Чего не скажешь о её матери, считающей мужнину страсть бессмысленной тратой времени и денег.

Самые близкие Кузякиным люди — соседи тётя Шура (Анна Краснопольская) и дядя Митя (Андрей Терехов). Дядя Митя любит выпить, и ради достижения желанной цели может пойти на разные хитроумные выдумки, вплоть до «похорон» благоверной. Впрочем, наученную опытом тётю Шуру не так просто провести, и дяде Мите никогда не удаётся уйти от справедливого возмездия в виде сковородки.

Так бы и текла мирная деревенская жизнь, изредка потревоженная мелкими супружескими ссорами, если бы не травма, полученная Васей на производстве. В качестве компенсации за ущерб герой получает путёвку на море. На курорте он знакомится с одинокой и интеллигентной дамой Раисой Захаровной (Надежда Пахоменко), которая — кто бы мог подумать! — неравнодушна к голубям.

Единение душ увлекло Васю и Раю в пучину роковых страстей, и вот они уже вместе пишут письмо Наде о том, что мужа ждать не надо. Впрочем, Раисе Захаровне письмо показалось недостаточным аргументом в защиту их с Василием любви, и она, принарядившись, наносит визит Надежде.

Ничем хорошим это не заканчивается, и пострадавшая в схватке с соперницей Рая, вскрикнув: «Барьер непреодолим!» — удаляется с поля боя. Но и дома её не ждёт успокоение, так как протрезвевший и напуганный перспективой «красивой» жизни Вася уже собрал чемоданы.

А дальше, как водится, скандал, слёзы, и всё-таки —прощение. Только теперь у Нади и Васи всё уже будет по-другому. «А и хорошо, что она была, разлучница эта, — скажет Надя. — Разве узнала бы я тогда, как я тебя люблю, как ты меня любишь?»

Такой простой сюжет. Такой простой спектакль. И в простоте этой — вся красота и благородство души человеческой, воспетой Владимиром Гуркиным и незнакомым нам режиссёром из Владивостока.

«Я — актёрский режиссёр» — говорит Мальцев в интервью. И, действительно, именно актёрский ансамбль главенствует в спектакле, он — его душа, его дыхание. Можно только поблагодарить тех, кто дал возможность Юлии Волковой триумфально вернуться на сцену после рождения младшего сына. Роль Нади — та роль, которая должна была достаться Юлии и только ей, с её потрясающей искренностью и способностью создать образ, который у многих в памяти вызовет близких женщин: мам, сестёр, дочерей.

Нет никакой преграды между нею и зрительным залом, она ничего не оставляет, не бережёт для себя — только здесь и только сейчас, и всё остальное неважно. Так же, как она, Дмитрий Евграфов играет без всякого лишнего пафоса в этом спектакле, где лишь одна фальшивая интонация может разрушить всю акварельную ткань повествования. Да и Раису Захаровну трудно представить другой, нежели той, которую свойственными ей яркими красками рисует Надежда Пахоменко.

И дети у Васи с Надей получились замечательные. Стройная и строгая Людмила в исполнении Нины Кранцевич — не основная героиня, и её историю мы узнаём как бы постепенно. Но за её молчаливостью, за готовностью просто помочь любому, кто в этом нуждается — характер, ясный и прямой. Такой характер не позволит врать самой себе, не допустит любой несправедливости, поэтому не может Люда жить в городе с мужем-обидчиком.

И Оля, эта «душа спектакля», как написала одна из зрительниц после предпоказа, получилась очень убедительной у актрисы БГАДТ Натальи Чувашовой, совсем недавно принятой в труппу. Здорово уже то, что авторы распределения не пошли по оскомину набившему пути многих постановщиков, отдающих роли детей артистам маленького роста. Высокая и хрупкая Наташа выглядит очень юной и трогательной в роли школьницы.

Так же убедителен и Лёнька — Роман Рощин, продолжающий свою «деревенскую» тему после недавнего спектакля на Малой сцене «Приговорённый к счастью». Помимо перечисленных персонажей, можно порадоваться за Анну Краснопольскую и Андрея Терехова, которым вместе с режиссёром удалось создать сочный и узнаваемый дуэт — и комедийный, и щемяще драматичный.

Один образ стоит в спектакле особняком, и невольно понимаешь, что он, безусловно, важен режиссёру. Это Володя-дурачок, о котором драматург рассказывает совсем немного, а в киноверсии ему и вовсе уделено ничтожно мало времени. В белгородском спектакле роль Ильи Васильева вырастает в настоящий большой, глубокий образ.

Володя — это совесть Васи, всё то чистое и святое, что есть в его подчас мятущейся душе. Через весь спектакль протянул Мальцев тему дурачка, или вовсе не дурачка? — недаром ведь юродивые особо почитались в православной Руси…

Было бы несправедливым не сказать о тех артистах, что олицетворяют в спектакле праздную курортную толпу. Это Наталья Зуева, Алёна Беседа, Дарья Ковалевская, Михаил Новичихин, Николай Ильдиряков, Алексей Колчев. Ярким вихрем врываются они в действие, так же быстро исчезают, но оставляют после себя ощущение вечного праздника, чудесной и экзотической мечты, каким казалось когда-то простым советским людям желанное черноморское побережье.

Мы раньше очень много говорили об образовательной функции театра. Потом — о воспитательной его функции. О том, что театр постоянно кому-то что-то должен. А такие спектакли как «Любовь и голуби», вроде, ничего не должны, не возлагается на них никаких задач: как же, тема, вроде, такая мелкая, «семейная». Не должны, в общем.

Но делают. Делают нас с вами немного чище и добрее. Потому что тема маленькая, а смысл большой, высокий. Про любовь, про верность супружескую, про способность женщин ко всепрощению и всепониманию. Про всё самое прекрасное в наших душах, про то святое, что пока ещё не истреблено алчными телами.

В финале, когда герои смотрят в небо, мы любуемся их удивительными, светлыми, будто умытыми родниковой водой лицами. И видим их глазами где-то там, на невероятной высоте, белых голубей. Они там есть! Честное слово.

Дата публикации
21.05.2016 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме