Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Сергей Старостин открыл Белгороду музыку «параллельной» культуры

Если соприкосновение с чудесным и неординарным и должно произойти, то непременно воскресным вечером. Вчера в Овальном зале состоялся необыкновенный концерт талантливого этномузыканта Сергея Старостина.

У каждого творческого человека есть свои особенности. Сергей показался удивительно простым, но в то же время мудрым и погруженным в себя. Проблемы со звуком и видеорядом, которые возникли по техническим причинам в начале концерта, ничуть не смутили исполнителя: он, пошутив по этому поводу, продолжал петь и играть.

В руках Сергея Старостина рожок

Мог рассмеяться, когда что-то подзабыл, и признать это. Всем было очевидно – на сцене живой естественный человек. Закрыв глаза, Сергей полностью отдавался музыке и звучанию голоса, при этом смог установить контакт со зрителями с первых минут и создал атмосферу тесного дружеского круга.

Между тем его рассказы и видео, которое он снял, заставили задуматься над тем, как этот человек обогащен знанием и как он духовно развит. Профессиональный собиратель фольклора, он прошел массу дорог, побывал в разных деревнях и селах, встретился с уникальными людьми.

Сергей вобрал в себя их опыт и наполнился впечатлениями, которые изменили его мировидение и мироощущение. Его творчество – квинтэссенция этого знания и духовного переживания по этому поводу.

Сергей Старостин играет на парных свирелях  Свадебный бубен

Возможность окунуться в мир «паралелльной» культуры (так Сергей называет аутентичную русско-народную культуру) исполнитель дает каждому пришедшему на его концерт. Теперь и белгородцам представился такой замечательный случай.

Во многом структура концерта напоминала мини-экскурсию по некоторым значимым для Сергея жизненным периодам. Так присутствующие узнали, что Старостин получил классическое музыкальное образование, что и стало началом его творческого пути.

Практически в это же время он исполнял народные песни и наигрыши на народных инструментах, активно собирал их и пропагандировал народную культуру. Может, Вам знакомы телевизионные программы «Мировая деревня» и «Странствия музыканта», тогда знайте – одним из ее создателей был Сергей Старостин. И надо признать большую заслугу исполнителя в том, что он сохранял и передавал народную культуру.

На экране - Сергей Осипович Красильников

Сергей рассказал о том, как его бабушка пела ему песни, перемежала их с прибаутками. Все это, безусловно, оставило след в его сознании и душе. Исполненная им «Байка про козу» еще из того времени. Этномузыкант считает, что наши предки владели поистине незаурядными познаниями и возможностями и что он лично еще от этого далек, но находится на правильном пути.

Старостин продолжил свой рассказ, поведав о первой экспедиции, открывшей ему «неизвестную, малознакомую культуру, которая, тем не менее, передается из поколения в поколение». Он признался, что именно в этот период испытал культурный шок.

На экране - Тамара Алексеевна Гончарова

В повествовании исполнителя возникла фигура бабушки Аграфены Бобневой. Сергей познакомился с ней в поселке неподалеку от г. Вязьма (между Москвой и Смоленском). «Она знала практически все, – делился исполнитель, – и я все время заглядывал ей в рот, пытаясь понять, где у нее спрятаны колокольчики. Не понимал тогда, что все от Бога».

Этномузыкант, исполнив старинную хороводную песню Смоленщины и песню «За нашей деревней», курскую «Да приехал мой миленький с поля», продолжил откровения: «Если внутри живет песня, она продлит жизнь».

Сергей Старостин играет на гуслях  Концерт С.Старостина в Белгороде

Из диковинных музыкальных инструментов первыми в руках Сергея появились бубен и бубенцы – один из символов свадебного торжества. Он продемонстрировал их звучание в песне Тверской области «Свадебная».

Песни «со страшными сюжетами» «Троицкая» и «Поехал наш королюшко…» (пожалуй, этот ряд можно продолжить и многими другими композициями) вызвали неоднозначные эмоции, столь просто в них пелось о смерти.

Сергей объяснил, что тема смерти в традиции присутствовала постоянно и что в круг этого знания были вовлечены и дети, которые не боялись этого. Ведь смерть, по их мысли, событие хотя и неординарное, но лишь другая ипостась существования души.

В руках Сергея - бубен  Концерт Сергея Старостина в Овальном зале Белгорода

А на экране бабушку Аграфену сменила жительница Курской области Марина Алексеевна Бочарова. Старостин рассказал о ее удивительных способностях имитировать множество музыкальных инструментов, что белгородцы и смогли увидеть. Сергей исполнил песню Марины Алексеевны «Таня, Танюша».

О еще одной неповторимой личности поведал этономузыкант. Сергей Осипович Красильщиков, с которым исполнитель познакомился на Тверской земле, на верхней Волге, был его учителем игре на рожке в течение 5-6 лет. Коровы реагируют на звук рожка и идут за пастухом. За что последним приплачивали, а это привело к развитию пастушеской музыки. Пастухи могли сыгрываться в несколько рожков и создавать многоголосные партитуры.

. Закрыв глаза, Сергей полностью отдавался музыке и звучанию голоса

Концерт был необыкновенно насыщен. Сергей исполнял и собранные им народные песни, и песни собственного сочинения, играл на неведомых музыкальных инструментах – гуслях, рожке, парных свирелях, просвирелке, дудке, флейте. Прозвучала композиция «Колыбельная», за которую Старостин в этом году получил Гран-при на конкурсе этнических фонограмм Еврорадио в Братиславе.

Несколько часов, пока длился концерт, позволили Сергею провести белгородцев по городам, деревням и селам нашей необъятной родины и сделать их сопричастными тому, чем живут люди в этих далеких от нас местах. И самым удивительным, наверное, стал тот факт, что белгородцы смогли ощутить синкретичность культуры – симбиоз песни, музыки, шутки-прибаутки, повествования и т.п. А ведь этим и характеризовалась культура наших предков.

Дата публикации
30.11.2009 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме