Культурный лайфхак: события, факты, советы



Андеграунд? Ну так спускайтесь в подвал!

Известность пришла к этому спектаклю, откуда не ждали. С тех пор, как БГИКИ отказался предоставлять площадку под пьесу «Луна и трансформер», вокруг театра «Новая сцена-2» скопилось такое количество информационного шума, что недолго и захлебнуться.

Говорят, что труппа во главе с режиссером пропагандирует педофилию и насилие, несет со сцены безвкусицу и пошлость. Самое разумное, что можно сделать под таким напором информации — сходить на «Луну и трансформер» самому.

Премьера спектакля состоялась 4 февраля в Малом зале Белгородского государственного института культуры и искусств. СМИ не обратили внимания на событие: мало ли разных пьес ставят студенты «кулька», это же специфика их учебы.

В арт-подвале «Лоскуты» показали «Луна и трансформер»

Однако уже через три дня известность спектакля начала стремительно расти в свете известных событий: руководство БГИКИ заявило, что эта и ряд других пьес, написанных современными драматургами, к постановке в учебном заведении допущены не будут.

Вчера в арт-подвале «Лоскуты» «Луна и трансформер» во второй раз предстала перед белгородской публикой. Если две недели назад это была просто режиссерская работа третьекурсника «кулька» Максима Юрина, то теперь зрители пришли на «тот самый запрещенный спектакль».

Автор пьесы «Луна и трансформер» Андрей Крупин  Оксана Погребняк

Интерес публики подогрело и известие о том, что в зале будет присутствовать автор пьесы – студент Екатеринбургского государственного театрального института Андрей Крупин. Молодой драматург специально приехал в Белгород, чтобы поддержать «Новую сцену-2» и современный театр в целом.

«В городах, где есть драмтеатры, чуть ли не молятся на классику, – отвечает Андрей на просьбу сравнить старую и новую драматургию, – но это глупо: надо делать новое, говорить о проблемах, которые важны для нас, а не для прошлого».

Спектакль «Луна и трансформер»

«Луна и трансформер» – как раз о том, чего в классических пьесах не встретишь. По сюжету маленький мальчик рассказывает, как оказался запертым в гараже с незнакомым кавказским мужчиной. Ребенку страшно – но его пугает не темнота и не замкнутое пространство.

Современный школьник боится, «вдруг он вставит мне свой «чебурек» – что взрослый окажется педофилом. Естественно, в такой стрессовой ситуации перед героем начинают проплывать самые яркие воспоминания его пока еще короткой, но, оказывается, довольно насыщенной жизни.

Спектакль «Луна и трансформер»

Главную роль исполняет сам режиссер. Максим то воодушевленно рассказывает о трансформере, которого очень хочется купить, то становится испуганным и нервным, когда мысли героя возвращаются в реальность: в холодный и душный подвал, где страшно.

Блестяще играет и остальная труппа. Великолепна Надежда, периодически превращающаяся из члена «массовки» в маму героя: актриса учится на третьем курсе БГИКИ, но играет взрослую женщину так, как будто поставила на ноги двоих сыновей, а еще троих воспитывает.

Спектакль «Луна и трансформер»

Игру Эдуарда – исполнителя ролей отца, друга главного героя и злополучного кавказца – отметил и автор пьесы после спектакля: «Такой разноплановый актер!»

Всего в постановке задействованы семь человек, четверо из которых создают «атмосферу»: кричат вместе с главным героем, когда его кусает за палец щука, дерутся в песочнице, запускают бумажные самолетики, рисуют на уроке на свободную тему... Андрей Крупин говорит, что его пьеса – это монолог, и в его постановке «ЛиТ» обошлась бы одним актером, но белгородская вариация ему тоже нравится.

Спектакль «Луна и трансформер»

Пьесу «НС-2» обработала изрядно. В версии, которая была показана на сцене БГИКИ, все действо развивалось под музыку Максима Покровского из группы «Ногу свело!», игра людей перемежалась с видеороликами, главные герои даже катались на велосипедах.

Для «Лоскутов» постановку пришлось перекроить: музыки не было, из видеорядов показали только сюжет «Пятого канала» о педофиле. Понятное дело, велосипеды тоже из реквизита «выпали».

Спектакль «Луна и трансформер»

Зато арт-подвал сам стал большой декорацией, в которой отлично передается атмосфера гаража; декорацией, из-за которой можно внезапно появляться и нырять обратно «за кадр».

«Извините, что так неудобно получилось», – говорит и до, и после представления Оксана Погребняк, руководитель театра «Новая сцена-2». Зря извинялась: зрители, вынужденные ютиться вдоль стены на ковриках и табуретах, не почувствовали особого дискомфорта, – им попросту было не до того.

Спектакль «Луна и трансформер»

Даже вписанная в рамки арт-подвала (то бишь, несколько «урезанная») постановка пробуждает воспоминания, отправляет в детство – к тем случаям, которые у всех вроде бы такие разные, но такие похожие.

«Ой, а вы тоже играли в «секретики»? – восклицает на обсуждении журналистка Татьяна Дубинина, – Только у вас там стеклышко забыли положить». И, хотя вовсе не «секретики» имел в виду Крупин, создавая эпизод о закапывании игрушечного самолета возле продуктового магазина, – но ведь что-то зашевелилось в зрительнице – значит, главная цель драмы достигнута.

Спектакль «Луна и трансформер»

«Вы говорите, что ваша пьеса о том, что то, что считается злым, может таким не быть, – берет слово девушка из публики, – а разве детский страх – это не зло?». Вместо ответа Андрей честно признается, что уже запутался в вопросах и трактовках его пьесы.

Видимо, под давлением сообщений в СМИ, в замешательстве оказались и некоторые зрители. Несколько раз у Крупина спросили одно и то же: что он хотел сказать своим произведением?

Кто-то продолжал задавать вопросы про педофилию, которой, как на поверку оказывается, в пьесе нет – есть только телевизионное сообщение, подобные которому мы можем видеть чуть ли не каждый день. Но ведь пока ни один выпуск новостей не запретили за пропаганду насилия!

Спектакль «Луна и трансформер»

К счастью, у аудитории, три четверти которой оказались журналистами или студентами журфака, нашлись и другие вопросы: пришлась ли по вкусу белгородская постановка, какие можно сделать замечания труппе, как долго автор работал над текстом, для кого его написал.

«Мне понравилась одна девушка, а она – драматург. Я, чтобы выпендриться перед ней, решил тоже написать пьесу, – с улыбкой открывает Андрей историю создания произведения. – Я считаю, что вообще все искусство создается для того, чтобы произвести на кого-то впечатление».

К сожалению, сейчас в Белгороде впечатления от «Луны и трансформера» уже сильно искажены: кто-то решил, что это однозначно плохой спектакль, раз не является классическим; кому-то кажется, что любая постановка, гонимая властью, наверняка гениальна.

Вход в арт-подвал «Лоскуты» теперь выглядит так

Вместо того, чтобы кормиться чужими мнениями и копируемыми из издания в издание цитатами, нужно дождаться третьего (а затем четвертого, пятого...) показа пьесы, посетить его, и сложить собственное мнение. Нужно увидеть, что артисты не только выпрашивают монетки у публики, но и раздают конфеты.

Услышать не только слова «черножопый» и «пипец», но и, например, фразу «Хоть бы они не ссорились» в рассуждениях мальчика о родителях. Узнать, что эта пьеса, в отличие от классических, поднимает вопрос современных стереотипов – ведь написана она человеком, живущим в одно время со своей аудиторией.

В Белгороде показали «Луна и трансформер»

И, как ни странно, «Луна и трансформеры» как ни какая другая белгородская постановка современной драматургии заботится о духовной безопасности своих зрителей. Удивляетесь? А там ясно показано, что в присутствии детей лучше выключать пересыпанные «чернухой» новости; что семья должна наполнить жизнь ребенка приятными воспоминаниями; что не надо считать каждого кавказца злоумышленником; что...

Впрочем, следите за новостями культуры в городе, и обязательно приходите на следующий показ этого спектакля – сами разберетесь. Главное, чтобы вы видели все своими глазами, а не доверяли обвинениям, источник которых, впрочем, до сих пор не ясен.

Дата публикации
18.02.2011 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме