Культурный лайфхак: события, факты, советы
Хроники «щепкинского» фестиваля: Танго с Островским
Пятый день Щепкинского театрального фестиваля подарил зрителям роскошный подарок – спектакль по пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» Владимирского академического областного драматического театра.
Театры ставят Островского много, но, как правило, спектакли эти довольно заурядны. А здесь – такое свежее решение, современность, напор, – не случайно постановщик С. Морозов дал спектаклю жанровое определение «карьера в ритме танго». Кстати, с Белгородом Морозова связывает давняя постановка «Ящерицы» на сцене БГАДТ и отец – Анатолий Афанасьевич, несколько лет бывший режиссером белгородского театра.
Режиссер поставил спектакль в современных костюмах (худ. С. Матвеева), но это ничуть не умаляет его образности. Серые пиджаки и платья на фоне серого задника-занавеса смотрятся удивительно стильно, а почти полное отсутствие реквизита на сцене только освобождает пространство для актерства, наполненного истинным драйвом, энергией, напором.
Островский в стиле танго очень современен. Марши и танго – две музыкальные темы спектакля – символизируют два «фронта», на которых бьется за свое место под солнцем молодой карьерист Глумов (А. Аладышев): среда влиятельных людей города и женский пол.
Актерский ансамбль спектакля удивительно слажен, исполнители очень тонко чувствуют партнера. Любая роль, даже самая маленькая, как например, «человек Мамаева» или «человек Крутицкого» наполнена смыслом. Тени в серых пиджаках всегда за спиной своих господ – VIP-персон, в характерной позе охранников – руки за спину, ноги твердо расставлены. И как они стеной становятся на пути персонажей, решивших пойти за их хозяевами!
А что говорить об ушлой мамаше Глумова, такой же беспринципной и изобретательной, как ее сын (нар. арт. РФ Г. Иванова), – мимика, жесты, интонации актрисы абсолютно точно создают образ опытной интриганки.
Сочный, вкусный текст Островского брызжет юмором, заставляя зал покатываться со смеху. Все так близко зрителям, как будто написано сегодня – все эти «методики по завоеванию симпатий начальства и охмурению женского пола»...
Циник и интриган будет разоблачен сообществом «влиятельных людей», и они даже устроят ему показательную порку. Сцену разоблачения героя режиссер решает, буквально вспомнив смысл этого слова – каждый из высмеянных в дневнике Глумова горожан стаскивает с него какой-то предмет одежды, пока молодой человек не останется в одном черном трико.
Сцена проведена намеренно безэмоционально, и вскоре становится понятно, почему. Влиятельные герои наказывают Глумова показательно – а кулуарно решают попозже «приласкать» его: «дельный человек», «он нам пригодится».
И здесь очень важный момент для понимания спектакля – все герои выстраиваются колонной, во главе которой не кто иной, как Глумов! Они идут за ним, и кажется, колонна сейчас протаранит нас, сминая, подобно танку... Герой лишь внешне изобличен – внутренне он их лидер и вождь, они такие же, как он, но слабее.
Замечательные актерские работы в этом спектакле у всех, но, конечно, равных нет жесткому, современному, умному подлецу в исполнении А. Аладышева. Замечательно играют Г. Иванова, нар. арт. РФ Н. Горохов (Мамаев), засл. арт. РФ Л. Гордеева, Л. Корягина (Турусина ), нар. арт. РФ М. Асафов...
- Дата публикации
- 12.10.2011 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Н. Васильева (фото автора и ВАОДТ)