Новости кино и обзоры кинопремьер недели
В Белгороде фильм «Фауст» приняли по-венециански
Единственный сеанс, эксклюзивно прошедший 9 февраля в кинотеатре «Радуга», закончился как и на кинофестивале в Венеции — громом оваций фильму и его автору. «Фауст» Сокурова, закольцевавший тетралогию о природе власти, не оставил ни одного зрителя равнодушным.
«Самый скандальный фильм года», «самый амбициозный кинопроект года», как называют критики сокуровского «Фауста», хотя и стал триумфатором на 68-ом Венецианском кинофестивале, изначально не был рассчитан на так называемый широкий прокат в России. 9 февраля всего в паре десятков городов страны прошли премьерные показы фильма на большом экране.
То, что Белгород оказался в их числе — несомненная заслуга директора Центра кино «Победа» Галины Владимировны Лобач. Отдавшая не один десяток лет организации кинопроката в Белгороде, Галина Владимировна хорошо знает вкусы зрителей, безошибочно выстраивает репертуарные планы кинотеатров «Победа» и «Радуга» с учётом существующего спроса как на массовое «зрелищное», так и на «кино не для всех» — артхаусные и фестивальные фильмы.
О том, что в Белгороде существует потребность именно в интеллектуальном кино, красноречиво свидетельствовал переполненный зал кинотеатра «Радуга» — самый большой в городе. Среди зрителей единственного киносеанса можно было увидеть учащихся гимназий с углублённым изучением иностранных языков и студентов (филологов, теологов, будущих инженеров и журналистов), преподавателей и библиотекарей, представителей городской творческой интеллигенции.
Перед началом фильма зрителям продемонстрировали на большом экране видеоинтервью с режиссером-постановщиком и соавтором киносценария «Фауста» Александром Сокуровым, в котором он рассказывал о своём фильме, о более чем десятилетие длящемся процессе подготовки и создания картины.
Учитывая, что в зале присутствовали зрители разные по возрасту и уровню образования, показ предварили выступления преподавателя кафедры немецкого языка НИУ «БелГУ» Людмилы Александровны Королевой, напомнившей собравшимся ключевые моменты бессмертного творения Гёте, и директора кинотеатра «Радуга» Ольги Лобач, которая обратила внимание присутствующих в кинозале на некоторые кинематографические приёмы, использованные в фильме.
Так например фильм «Фауст» демонстрируется на кашетированный экран — спецэффект, известный в кинематографе ещё с 1898 года, и позволяющий не только создать атмосферу «старого кино», но и способствующий достижению эмоциональной и драматической выразительности.
Сложно сказать, что сыграло в результате решающую роль — спецэффекты, или превосходное мастерство интернациональной команды, работавшей над созданием фильма, или высочайший профессионализм мирового уровня актёров, или бесспорный талант режиссёра, — но по общей силе эмоционального воздействия «Фауст», наверное, превзошёл ожидания даже самых преданных поклонников фильмов Сокурова. Собственно, это даже не фильм — философская фреска, очень глубокая, неоднозначная в трактовке, сложная для понимания, но оставляющая совершенно непередаваемое ощущение после просмотра.
Фильм длится свыше двух часов, и словно на «американских горках», эмоциональный фон на экране и в зале неистово пульсирует. Амплитуда широчайшая — от смеха, сопровождающего искрящиеся практически эстетически-совершенным юмором диалоги, до беззвучной подавленности как реакции на агрессию шокирующего натурализма.
Неудивительно, что горячее обсуждение увиденного на экране началось сразу после того, как в зале зажёгся свет и отзвучал гром аплодисментов. Мнения высказывались порой диаметрально противоположные, но равнодушных точно не было, как и сомневающихся в том, что им предстоит ещё не раз мысленно вернуться к фильму, чтобы продумать и найти ответы на поднятые в нём вопросы.
И хотя сам Александр Сокуров утверждает, что его «Фауст» — не экранизация гётевской трагедии, а «прочтение того, что осталось между строк», у многих появилось желание незамедлительно прочесть (или перечесть) и сами эти строки…
А значит им, после обращения к литературному источнику, возможно предстоит вступить в ещё одну заочную полемику с автором фильма, который говорит: «…всё то, о чём он (Гёте – прим. редакции) говорил, все те вопросы от европейской цивилизации, немецкой культуры, и народной в том числе, которые услышал Гёте, а они ещё из 16-го века, такими же и остались. Вы увидите: ничего не изменилось».
- Дата публикации
- 10.02.2012 г.
Топ новости
-
25 апреля
Белгородчина молодая
- Все новости