Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Фестивальные хроники: День 2-й. По ком звонит колокол?
Спектакль БГАДТ имени М.Щепкина «Завороженное семейство», поставленный народным артистом России Б.Морозовым, продолжил тему, накануне затронутую в спектакле МХАТовцев.
Что придет взамен, когда рухнут столпы традиционной морали? Пустота, замаскированная политической фразистостью, аморальность, расторжение семейных уз, которые являются не только связывающими, но и — связующими, дающими силы жить и быть человеком.
Носители разрушительного духа нигилизма, претендующие на создание чего-то принципиально нового и ценного (коммуны Оуэна или Сталина?), словно болезнетворные бациллы, пытаются отравить и разрушить окружающий мир, подорвать его иммунитет ко злу.
Причем сами Венеровский (артист И.Ткачев) и Твердынский (артист А.Манохин) являются носителями морали не какой-то высшей, а скорее низшей — циники, бессовестные последователи «двойного стандарта», на пути к отвергающему все материальное и телесное «равенству» не брезгующие ни деньгами, ни соблазнением невинных.
Лев Толстой, написавший ядовитый памфлет на современных ему нигилистов, конечно же, не дал «новым Мефистофелям» окончательно погубить души поверивших им... Это в пьесе. К сожалению, в жизни за ниспровергателями устоев общества пошли миллионы.
В финале спектакля станционный колокол, сообщающий о прибытии и отправлении поезда, превращается у режиссера в многослойную метафору: это и герценовский «колокол» революции, уже надвигающейся на героев, и тот колокол, который звонит по каждому из нас — напоминая о Божьем Суде, о вечности, о заповедях любви, являющихся законом выживания человечества.
В этом спектакле замечательные и очень необычные актерские работы у народных артистов РФ В. Старикова и М. Русаковой (Прибышевы-старшие), у А. Манохина и, конечно, у И. Ткачева, очень точно сыгравшего человека с «двойным дном». Нельзя не отметить и лаконичные, но очень выразительные декорации народного художника СССР И. Сумбаташвили.
В тот же день зрители имели возможность насладиться искусством одного из лучших актеров страны — народного артиста СССР Владимира Андреева. В короткой пьесе Леонида Зорина «Невидимки» он сыграл умудренного жизнью одинокого человека, для которого и радости, и разочарования уже в прошлом.
Партнерша Андреева по спектаклю М. Бортник играет молодую провинциалку, приехавшую покорять Москву и набившую уже немало шишек. Случайный звонок, она ошиблась номером — и в жизнь ее входит невидимый мудрый собеседник, советчик, рассказывающий о жизни великих людей (ведь он по ним специалист, писатель).
И что-то меняется в девочке, разговаривающей на молодежном слэнге, озабоченной проблемами московской прописки, запутанными отношениями с любовником... Словно она вдруг почувствовала существование другого измерения жизни, в котором человек — лучшее лекарство для человека.
Спектакль идет без декораций, с минимумом реквизита — стол, кресло, кипы книг, в которых архив тысяч человеческих жизней. Условные телефонные трубки. Главное в этом спектакле Театра имени М. Ермоловой — актеры, и Владимир Андреев мастерски ведет дуэт, заставляя забыть об условности обстановки, о тексте. Играет — как дышит.
(Продолжение следует)
- Дата публикации
- 13.10.2008 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Н. Васильева