Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Коротко о главном

Благодаря маленькому, но очень гордому театру «Новая сцена-2», в Белгороде можно регулярно смотреть неклассические постановки. Очередная новинка от режиссёра Оксаны Погребняк — спектакль «Затмение» по пьесе Николая Коляды, который можно внести в список лучших у «НС-2».

В ДК «Юбилейный» «Затмение» показали уже дважды. На первом показе, как всегда у «НС-2», был аншлаг, а на втором не набралось и десятка зрителей. «Хорошо, что сегодня немного народу, — встретила немногочисленную публику Оксана Погребняк. — Этот спектакль вообще стоит смотреть в одиночку».

Это, конечно, не значит, что 19 февраля, когда «Затмение» покажут в третий раз, нужно уступить кому-то место в зале и остаться дома. Напротив, данная постановка заслуживает того, чтобы подольше задержаться в репертуаре «НС-2» ради как можно большего числа белгородцев.

«Затмение» относится к произведениям так называемого «условного театра» — когда публика видит ровно столько, сколько может представить, домыслить, додумать. История в условном театре начинается ни с того, ни с сего, и заканчивается без морали и очевидного итога.

Зритель на 45 минут попадает в чью-то жизнь, видит эти чужие минуты, а потом так же внезапно выпадает обратно, в свою реальность. Правда, возвращается он уже немножко другим — может быть, погрустневшим, может быть, задумавшимся, а может быть, даже разозлившимся.

Наталья Гриценко и Анастасия Оболенская в спектакле «Затмение». Режиссёр Оксана Погребняк

Итак, куда мы попадаем, проходя в оркестровый класс ДК «Юбилейный», ставший площадкой для «Затмения»? Мы видим условный трамвай — ряды стульев — с огромными окнами, условно выходящими на советскую действительность — улицу Волчанскую, занавешенную агитационными коммунистическими плакатами. Мы видим условную пожилую женщину, роль которой отлично исполняет Наталья Гриценко, и её собеседницу — условную то ли мошенницу, то ли тунеядку, то ли шпионку, которую прекрасно играет Анастасия Оболенская.

Типажи актрис настолько удачно совпадают с типажами персонажей, а игра девушек настолько органична, что для «достраивания» реальности не нужны ни массивные декорации, ни точные детальные копии советских нарядов. Мы видим условные различия между женщинами: кричаще-красное пальто с беретом в тон (угадайте, что символизирует?) и на контрасте с ним — голубую куртку и платок. Широкими яркими мазками наметили чужую действительность — и всё, можно начинать.

В центре историй у «Новой сцены-2» всегда какой-то подвох — человек оказывается не тем, за кого себя выдаёт, или, например, не тем, кем мы его себе представляем. В «Затмении» героиням предстоит перед богом расплатиться за содеянное — и мы видим две разные реакции на эту возможность.

«Нет грехов… Нет грехов…», — причитает напуганная до полусмерти условная старуха, — «…а… вот… вспомнила… Был грех… Для себя жила, ни детей, ни внуков не завела… Ни детей… Ни внуков… Ни детей, ни внуков… Ни детей!.. Ни внуков!..». Перед опасностью смерти любой начинает перебирать в памяти такие моменты, поэтому истерика женщины выглядит естественно.

Но её собеседница ведёт себя совершенно иначе: «Я буду жить! Буду! Я буду жить вечно! Пусть всегда-ааа будет солнце!...» — кричит она, не желая верить ни в конец света, ни в сиюминутную смерть — ни во что из того, что пугает человека несовременного, у которого «недостаток информации», как выражается девушка.

Но перед этой кульминацией зрителям предстоит увидеть ещё очень многое. Обязательный элемент постановок Оксаны Погребняк — шум, крики и неестественные движения исполнителей — в «Затмении» становятся необходимыми декорациями, а не излишними украшениями. Суматоха, близкие тактильные контакты, потасовки и неразбериха, организованные двумя актрисами, не надоедают, а, напротив, создают эффект присутствия на сцене полноценной труппы, подтанцовки и оркестра.

Посмотреть «Затмение» вполне могут те, кто ни разу не сталкивался с подобной режиссурой — впечатление останется исключительно положительное и захочется ещё не раз прикоснуться к «новой драме». Постоянные же зрители «НС-2» заметят, как поменялась подача материала в зал, как актёры вдруг перестали быть похожими, как начали раскрываться каждый по-своему...

Оксана Погребняк говорит, что после первого показа многие не поняли «Затмения». Возможно, этим людям стоит заглянуть на показ ещё раз, но теперь по-настоящему освободить свою фантазию, чтобы увидеть всю красоту, проникновенность и глубину спектакля.

Дата публикации
02.02.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме