Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде исполнили 3-ю симфонию Г. Малера

7 декабря в Большом зале Белгородской государственной филармонии в исполнении симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина прозвучала 3-я симфония ре-минор Густава Малера. В исполнении приняли участие дипломант международного конкурса солистка филармонии Ирина Колодяжная, женская группа Камерного хора БГФ (главный дирижёр — Елена Алексеева) и хор мальчиков «Орлята» (руководитель Людмила Дробышевская, г. Орёл).

«Людям понадобится немало времени, чтобы разгрызть орешек, который я стрясу им с дерева...» (из письма Густава Малера к Анне Мильденбург от 1 июля 1896 г., Штейнбах-на-Аттерзее).

В Белгороде исполнили 3-ю симфонию Г. Малера

Ежегодное исполнение симфоний Г. Малера Рашитом Нигаматуллиным и симфоническим оркестром БГФ становится хорошей традицией и своего рода «знаком качества» белгородского симфонического коллектива. Напомним, что за последние шесть лет, с того времени, как Рашит Нигаматуллин возглавил симфонический оркестр БГФ, в Белгороде сыграли шесть симфоний Г. Малера (кроме 6-й, 7-й, 8-й и 10-й). Прошедшее с большим успехом первое исполнение 3-й симфонии великого австрийского композитора — главная симфоническая премьера нынешнего 46-го сезона.

В Белгороде исполнили 3-ю симфонию Г. Малера

3-я симфония — одна из самых масштабных, сложных по замыслу и исполнительскому аппарату симфоний Малера. 6-частная симфония длится около полутора часов, причём половину этого времени занимает 1-я часть («вступление», как определил её композитор). Симфония написана для огромного, т. н. четверного состава оркестра, с удвоенной группой валторн, с использованием видовых инструментов (английский рожок, бас-кларнет, кларнет-пикколо, контрафагот и др.), с очень расширенной группой ударных и большой группой контрабасов. В 4-й части солирует низкий женский голос (контральто); в 5-й помимо контральто участвуют женский хор и хор мальчиков.

В Белгороде исполнили 3-ю симфонию Г. Малера

Симфония, которой Малер без остатка (по его выражению) отдал два года своей жизни и которая стала «произведением, в котором отразился весь мир», создавалась в летние месяцы 1895–96 гг. в уединённом местечке Штейнбах-на-Аттерзее. Живописная нетронутая природа — большое озеро, окружённое скалистыми горами, цветущие тирольские луга Верхней Австрии — стали краеугольным камнем философской концепции 3-й симфонии.

 В Белгороде исполнили 3-ю симфонию Г. Малера

3-я симфония многократно комментировалась и разъяснялась (в первую очередь, самим Малером), но и в этом случае слушать её нелегко в силу с трудом охватываемой с первого раза грандиозности масштабов; сложных философско-поэтических идей; непривычной, единственной в своём роде симфонической структуры; внутренней музыкальной многозначности, основанной на постоянных образно-эмоциональных «переключениях».

В Белгороде исполнили 3-ю симфонию Г. Малера В Белгороде исполнили 3-ю симфонию Г. Малера

6 частей симфонии имеют программные подзаголовки, нити от которых ведут ко множеству литературно-философских ассоциаций от прочитанных и продуманных в это время книг. Малер пишет в письме от 17 августа 1895 г.: «Я глотаю всё больше и больше книг. Ведь они мои единственные друзья, которые всюду со мною. И какие друзья!».

В Белгороде исполнили 3-ю симфонию Г. Малера

Идеи Спинозы, Гёте, Ницше определили философско-поэтическую концепцию 3-й симфонии Малера. Помимо некоторых других, её главная идея — изображение пробуждающихся сил природы и становления жизни, которым противится косная сила неподвижности. После того, как жизнь побеждает, всё живое стремится к совершенству, гармонии, вечной радости, имя которой — Бог (любовь). Полное драматизма и радостного напряжения восхождение Природы к её последней ступени — Любви как высшей божественной силе — ассоциировалось у Малера с философско-поэтическим трактатом Ф. Ницше «Весёлая наука», откуда были заимствованы названия частей:

1-я часть — Лето шествует вперёд
2-я часть — Что мне рассказывают цветы на лугу
3-я часть — Что мне рассказывают звери в лесу
4-я часть — Что мне рассказывает глухая ночь
5-я часть — Что мне рассказывают утренние колокола
6-я часть — Что мне рассказывает любовь.

В этой симфонии композитор как бы солидаризируется со словами философа-поэта из его предисловия к «Весёлой науке» — «Стоять посреди этой неизвестности и многозначительности бытия, стоять и не дрожать от страстного желания задать вопрос... вот к чему я питаю искреннее презрение».

В Белгороде исполнили 3-ю симфонию Г. Малера

В 3-й, как и в других своих симфониях, Малер стремится ответить на «вечный» вопрос о смысле человеческой жизни и человеческих страданий. Но здесь он преломлён не в плане индивидуальной человеческой жизни (как во 2-й симфонии), а во вселенском космическом масштабе. 3-я симфония — это романтическая космогония сотворяющегося мира; то, что по-немецки называется «музыка мировоззрения».

В мировой симфонической литературе нет другого произведения, автор которого ставил бы перед собой задачу показать музыкой последовательные ступени эволюции Всего Сущего. Не имеющая аналога по глубине содержания концепция породила совершенно необычную форму, в которой (по словам композитора) «каждая часть стоит сама по себе как законченное и своеобразное целое».

В Белгороде исполнили 3-ю симфонию Г. Малера

Объединяющим стержнем этого грандиозного музыкального полотна становится парадоксальное сочетание «многофокусных» образных начал: величия и торжественности (1-я и 6-я части), ласковой усмешки, иронии и гротеска (2-я и 3-я части), сумрачных ночных раздумий (4-я часть) и залитой солнечным светом простодушной радости (5-я часть).

Симфония разворачивается в темповой шкале от небыстрых до очень медленных темпов (4-я и 6-я ч.ч.). Поражает малеровский оркестр исключительной звуковой красоты с обилием сольных и малоансамблевых эпизодов. Назовём лишь замечательное большое соло Эдуарда Борисовского на флюгельгорне (разновидность трубы) в 4-й части — у Малера это эпизод ностальгических воспоминаний, где постоянно звучит тема испанского народного танца — арагонской хоты. Оркестр поразительно разнообразен — от «оркестра солистов» до экстатических крещендо, ведущих к сверкающим сверхмощным тутти.

Прекрасно провела сольную партию в 4-й части («О, человек, внимай! Что говорит тебе глухая ночь?» — строфы «Застольной песни» из книги Ф. Ницше «Так говорит Заратустра») дипломант международного конкурса им. Ф. Барбьери в Санкт-Петербурге в августе 2012 г. Ирина Колодяжная.

Музыка 4-й части, полная бесконечной печали, завершается прорывом к радости, которую целиком воплощает 5-я часть. Здесь на фоне церковного благовеста утренних колоколов (церковные колокола изображает хор мальчиков) звучит радостный женский хор с солирующим контральто на слова немецкой народной песни «Три ангела пели» («Три ангела пели сладчайшую песнь, далёко был слышен божественный звон»). Религиозное чувство, зародившись в 4-й части, разрастается в несокрушимый апофеоз Бога-любви в финале.

«Время Малера пришло» (Л. Бернстайн), и сегодня он один из самых исполняемых композиторов, в том числе и в нашей стране. Количество проданных в мире записей симфоний Малера находится на четвёртом месте после Баха, Моцарта и Бетховена.

Исключительно тёплый приём, оказанный сложнейшей малеровской симфонии белгородской публикой — свидетельство того, что понимание его музыки растёт, а следовательно, впереди нас всех ждут новые незабываемые музыкальные впечатления.

Дата публикации
08.12.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме