Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Выставка А. Пшеничного в Белгороде: Перекуем на скульптуры орало
В белгородской галерее «Родина» открылась персональная выставка члена Союза художников России скульптора А. Пшеничного «За и против». «Конфликт – это условие движения вперед, противоречивости жизни», – объясняет название автор, представивший в экспозиции свои новые работы, радикально непохожие на все, что было создано им за прошедшие годы.
Поклонники изобразительного искусства знают Александра Алексеевича как художника, увлеченного мыслью о единстве человека и природы, и в этом контексте разрабатывающего мотивы русской народной и античной скульптуры.
В мягких льющихся линиях, лаконизме его скульптур «Возвращение с прогулки», «Философ», «Ангел» (все они также представлены в галерее «Родина») присутствует особая пластическая энергия.
Материал, который используется для них Пшеничным, разные виды керамики, также имеет природную основу. Зато «материал», взятый скульптором для создания принципиально иных произведений – ассоциативных композиций, подчеркнуто техногенный.
«Пятнадцать лет собирал все, что валялось на полях вокруг деревни, где у меня дом, – смеется автор, – Уже тогда знал, что буду делать с этим металлом».
Старые лопаты и плуги, ржавая рама от велосипеда, колеса от сеялки, неизвестного предназначения болты, пружины и шестерни, «намоленные тяжким крестьянским трудом» (выражение Александра Алексеевича), стали оригинальными авангардистскими скульптурами.
«Гусь» так изящно выгнул длинную шею, как будто и не приходится родственником доильному аппарату. В «Колеснице» с поднятым копьем застыл древний воин в тунике из веревки – символические ассоциации читаются удивительно легко, несмотря на условность формы.
Мысль об Африке как колыбели человеческой цивилизации выражена скульптором с помощью лопаты и металлического шара – зерна, плода, семени, понимай как тебе нравится («Африка»). Зритель поломает голову, разве что над «Поцелуем», в котором условность доведена до предела.
Техногенные скульптуры, с одной стороны, забава для художника, с другой – попытка искусства художественных ассоциаций, стимулирующая воображение зрителя.
«Произведения Пшеничного очень самобытны и оригинальны, – считает искусствовед Наталья Гончаренко. – Я даже затрудняюсь найти какие-то аналогии в мировом искусстве».
- Дата публикации
- 20.11.2009 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Н. Васильева (фото автора)