Культурный лайфхак: события, факты, советы



Любовь, что движет солнце и светила

Завершающий четвертый концерт абонемента «Вокальные вечера» состоялся в Большом зале Белгородской государственной филармонии. Скорее всего, сегодняшний (26 февраля) вокальный вечер певцов, поющих на различных сценах разных стран под броским названием «Королевский турнир басов, баритонов и теноров» со вчерашним концертом оказались рядом не случайно.

В концерте солистов Белгородской филармонии со скромным подзаголовком «Вечер старинной музыки» интерес, возникший с самого начала, рос по ходу выступлений.

Сначала нам напомнили, что мы будем слушать музыку, отдаленную от нашего времени на 3–5 столетий, когда все виды искусства, и музыка в их числе, были призваны служить Богу.

Концерт «Ave, Maria» Белгородской государственной филармонии

Религиозный философ нашего времени святитель Николай Сербский определял отношения Человека и Вечности (Бессмертия) по нисходящей иерархической схеме: Бог – Природа – Искусство – Человек. Всесокрушающей неумолимости Времени неподвластны Бог, Природа, Искусство. Путь к осознанию себя частицей Вечности для смертного и тленного человека есть Искусство.

Концерт «Ave, Maria», во-первых, нес в себе эту глубокую философскую мысль, а во-вторых, иллюстрировал эту мысль синтезом искусств – литературы, живописи, музыки.

В музыкальной программе, включавшей 20 номеров из сочинений 11 композиторов XVIXVIII вв., не было безликой перечислительной информации. Было естественное, умелое и уместное вторжение стихов Микеланджело и Шекспира в исполнении ведущей Юлии Васютиной и чтеца Ивана Сухорукова.

Ведущая Юлия Васютина, солист Р. Скрипник

Пленительно и внятно застыла красота божественности в искусстве, дойдя до наших дней. Концертная композиция отличалась замечательной целостностью, будучи одновременно и глубоко-художественной (исполнительски) и глубоко-познавательной. Композиция имела четкий стержень, ясную внутреннюю логику развития и превосходную конструкцию с обрамляющей и данной в развитии темой Мадонны.

Камерный хор п/у Елены Алексеевой

Надо ли напоминать об уместности проведения такого концерта в преддверии Великого Пасхального поста?

Ведущую роль в замысле, идее и композиции концерта «Ave, Maria» сыграла его организатор и концертмейстер (ф-но, орган и клавесин) заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова. Очень важным в атмосфере концерта было погружение в стилистику музыки эпохи барокко с ее иными чем в музыке Нового времени исполнительскими традициями.

н.а. РФ Евгений Григорьев и струнный квартет

На сцене царило бесконечное разнообразие аккомпанирующих голосу инструментальных составов. Начнем с двух заключительных прекрасных по исполнению (камерный хор п/у Елены Алексеевой) номеров a capella (без сопровождения): «Гальярды» итальянизированного немца Ганса Лео Гаслера (1564–1612) и знаменитого «Miserere» Антонио Лотти, итальянского композитора рубежа XVIIXVIII вв., органиста и капельмейстера собора св. Марка в Венеции. А. Лотти долгие годы преподавал в венецианской консерватории Инкурабили (приют для неизлечимо больных). «Miserere» (молитва о несчастных и обездоленных), сочиненная в 1733 г., столетиями сохранялась в репертуаре западной церковной службы.

Солистка Галина Зольникова заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова

Помимо аккомпанирующих голосу рояля, клавесина и органа в концерте дебютировал редуцированный вариант струнного оркестра (струнный квартет) в составе: Елена Меньшикова (1-я скрипка), Екатерина Бадальян (2-я скрипка), Иван Меньшиков (альт), Валерий Михайлов (виолончель).

В «микро-концертах» солистов – народного артиста РФ Евгения Григорьева, заслуженной артистки РФ Нины Стрижовой, Галины Зольниковой (сопрано) и Романа Скрипника (тенор) слушатель наслаждался итальянской и итальянизированной немецкой музыкой (Перголези, Кальдара, Каччини, Джордани, Паизиелло, Вивальди, Генделя, Хаслера), в которой десятилетиями формировался стиль пения «bel canto» («прекрасное пение»).

заслуженная артистка РФ Нина Стрижова

Арии из неизвестных опер Генделя и знакомая мелодия Паизиелло в исполнении Евгения Григорьева; очень разнообразные выступления Н. Стрижовой; стильное исполнение глубоким «прикрытым» звуком арий Баха и Генделя Г. Зольниковой; знаменитое «Caro mio ben» («Дорогая моя любовь) в исполнении Р. Скрипника…

Здесь зал слушал то, что до сих пор остается лучшей вокальной школой для певцов всего мира – плавность, мягкость и ровность равно как и подвижность, легкость и точность.

Попытка нового построения концерта – использующего синтез искусств, объединенный общим содержанием музыки – увенчалось полным успехом.
Дата публикации
26.02.2011 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме