Новости кино и обзоры кинопремьер недели



В гостях у белгородцев – белорусские музыканты

Второй концерт абонемента оркестра русских народных инструментов Белгородской филармонии «Встреча по четвергам», который состоялся 15 декабря в Овальном зале, был не совсем обычным. Это было первое и очень приятное знакомство с тонким интеллигентным музыкантом-дирижёром из Беларуси (г. Могилёв) Николаем Алдановым и исполнительницами на белорусских цимбалах – Юлией Савченко и Натальей Кушнерук.

Музыканты из Беларуси выступали в Белгороде по приглашению главного дирижёра Оркестра русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова. Для белгородских слушателей это было открытием нового пласта народной музыки – белорусских композиторов Евгения Глебова, Николая Чуркина, Геннадия Ермоченкова, Владимира Щербо, Вячеслава Иванова, Александра Друкта, Виктора Малых.

Это было открытием очаровывающих своим поистине сказочным, волшебным звоном белорусских цимбал, покорных проворным рукам своих не менее очаровательных хозяек. И это было открытием настоящего мастера и энтузиаста народного искусства Николая Михайловича Алданова.

Первое и очень приятное знакомство с тонким интеллигентным музыкантом-дирижёром из Беларуси (г. Могилёв) Николаем Алдановым

Многим памятен недавний приезд в Белгород оркестра народных инструментов им. В. Дубровского из Смоленска во главе с его главным дирижёром заслуженным работником культуры РФ Евгением Лыткиным, но белгородский народный оркестр впервые – и успешно – выступил с гастролирующим дирижером и «чужими» солистами».

Обращаясь к публике, Николай Алданов высоко оценил профессионализм белгородского коллектива, новая программа с которым была сделана за три репетиции.

Гость из Беларуси возглавляет народный оркестр Могилёвской филармонии, который носит имя своего основателя заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Леонида Иванова (1940–2009 гг.). После его смерти оркестр возглавил ученик Иванова Николай Алданов, обладатель самых высоких национальных наград – Гран-при национального конкурса, премии и медали Франциска Скорины и ряда других.

Солистки на цимбалах – лауреат международного конкурса Юлия Савченко и лауреат республиканского конкурса Наталья Кушнерук

Солистки на цимбалах – лауреат международного конкурса Юлия Савченко и лауреат республиканского конкурса Наталья Кушнерук – занимали ведущее место в программе вечера и в произведениях белорусских авторов (Г. Ермоченков, А. Друкт), и в обработках (П. Сарасате), и в американизированной джазовой «Шутке-сувенире» И. Фролова.

Цимбалы (далёкий предок фортепиано) – народный инструмент, издавна распространенный в Австро-Венгрии, Чехии, Украине, Румынии, Молдавии – с конца XIX века выходит на концертную эстраду. Интересно, что большой интерес к ним проявил Игорь Стравинский, который упоминает об этом в книге воспоминаний «Хроника моей жизни».

Драматические выразительные возможности цимбал раскрылись в одном из двух мемориальных номеров программы – пьесе Ген. Ермоченкова «Плач перепёлки», навеянной одноименным романом белорусского писателя Ивана Чигринова. Роман посвящен памяти мирных жителей белорусских деревень, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Второй мощной драматической кульминацией концерта стала поэма Евгения Светланова «Калина красная», посвященная памяти Василия Шукшина. Известное сочинение знаменитого дирижёра, прозвучавшее в Белгороде впервые, соединило в себе пронзительную лирическую интонацию с мощным трагедийным пафосом – в нём использована мелодия песни «Калина красная» и средневековый музыкальный символ смерти, григорианский «Dies irae».

В «белорусском» репертуаре, наверное, многих до глубины души тронула проникновенная лирическая пьеса В. Иванова «Вяртанне да спадчыны». Комментируя её название и объясняя трудно переводимое белорусское слово «спадчына», Николай Алданов процитировал национального классика Янка (Ивана) Купалу:

«Ад прадзедаў спакон вякоў.
Нам засталася спадчына,
Паміж сваіх і чужакоў.
Яна мне ласкай матчынай».

В первом «белорусском» отделении концерта разнообразием лирических настроений, тонким использованием богатых тембровых красок запомнился концерт для оркестра «Зов» классика белорусской советской музыки Евгения Глебова.

С конца первого отделения, начиная с «Жалейки» В. Кузнецова в исполнении Александра Бутурлакина эстафета солистов перешла к белгородцам – лауреату международных конкурсов Александру Сахарчуку (баян), лауреату международных конкурсов Александру Авдееву (тенор), дипломанту всероссийского конкурса Тамаре Кузнецовой (народный вокал).

Многочисленные лирические пьесы и многообразные пьесы-шутки вызывали неизменный бурный восторг зала. И в перерыве большого концерта, кок и водится при мгновенном контакте зала и артистов, слушатели подходили к исполнителям на цимбалах, рассматривали и пробовали их инструмент, просили автографы, дарили цветы.

«Есть контакт» – говорится в таких случаях, и, как ожидается, он будет продолжен.

Дата публикации
16.12.2011 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме