Новости кино и обзоры кинопремьер недели



Вечер симфонических шлягеров: посвящение Бородину и не только

15 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт абонемента № 2 «Симфонические шлягеры», в первом отделении которого звучала самая известная симфоническая музыка А. Бородина.

Это 1-я часть его «Богатырской симфонии», песня Галицкого (в исполнении солиста филармонии Сергея Старожилова), Ария Князя Игоря (в исполнении заслуженного артиста РФ Владимира Бойко), «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

Во втором отделении впервые в Белгороде прозвучал Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Н. Метнера. В сопровождении Симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова солировал лауреат международных конкурсов Сергей Кузнецов (г. Москва).

Рахманиновский вечер в Белгородской филармонии

Вечер симфонической музыки был приурочен к 180-летию со дня рождения Александра Порфирьевича Бородина (1833–1887) – русского композитора, который был наделен уникальными способностями. Он был не только потрясающе одаренным композитором, но и ученым-химиком.

Творческое портфолио Бородина сравнительно невелико по объёму (ещё бы, ведь основным полем деятельности композитора была всё-таки химия), но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Он — автор опер «Богатыри», «Князь Игорь», трёх симфоний (3-я незакончена), музыкальной картины «В Средней Азии», камерно-инструментальных ансамблей, произведений для фортепиано, романсов и других сочинений.

Принадлежащая к мировым симфоническим шедеврам «Богатырская симфония» Александра Бородина — это, безусловно, одна из вершин его творчества. Четырехчастная, она поражает своей яркостью, своеобразием, монолитностью и гениальным претворением образов русского народного эпоса.

Дирижирует Дмитрий Филатов

Концерт открыла музыка 1-й части «Богатырской симфонии» А. Бородина. Эпически-повествовательный, «богатырский», красочный тон звучания царил на протяжении всего первого отделения вечера.

Известно, что «Богатырская симфония» имеет много общего с музыкальным материалом оперы Бородина «Князь Игорь». Источником для оперного либретто, написанного самим автором при участии музыкального критика В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о походе князя Игоря на половцев.

Рахманиновский вечер в Белгородской филармонии  Лауреат международных конкурсов Сергей Кузнецов

Опера «Князь Игорь» — это центральное музыкальное произведение в творчестве Бородина, автор работал над ним в течение 18 (!!!) лет. Но опера так и не была окончена. После смерти Бородина оперу дописали друзья автора — композиторы Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов. Они были дружны и работали в тесном кругу, поэтому музыкальный стиль оперы в их варианте ничуть не был нарушен.

В программе вечера было представлено несколько фрагментов из оперы Бородина. Один из них — знаменитая Ария Князя Игоря (князя северского Игоря Святославовича), главного героя оперы — прозвучал в исполнении заслуженного артиста РФ Владимира Бойко. Буря оваций и шквал аплодисментов, которыми чаще всего увенчиваются выступления исполнителя, явились показателем его неугасающего мастерства и артистизма.

Заслуженный артист РФ Владимир Бойко  Рахманиновский вечер в Белгородской филармонии

Чтобы оттенить в опере облик Игоря, который из тщеславия захотел добиться победы, Бородин по совету Стасова противопоставил ему фигуру князя Галицкого. В программе концерта прозвучала песня Галицкого (солист — Сергей Старожилов) — искренняя исповедь-признание героя.

«Половецкие пляски», — пожалуй, самая известная музыка Бородина, — завершила музыкальный экскурс по страницам оперы композитора. Музыка Половецких плясок, представляющих собой балетный фрагмент 2-го действия оперы Бородина «Князь Игорь», отличается яркими восточными образами, стихийной силой, поистине ослепительной красочностью, а вместе с тем — грацией и пластичностью.

Рахманиновский вечер в Белгородской филармонии

В непрерывном оркестровом звучании слились разнохарактерные сцены: плавная пляска девушек, дикая и необузданная пляска мужчин, легкая пляска мальчиков и танец половцев. Буйный, темпераментный «окрас» вихревого танца явился мощным показателем специфического колорита произведения.

Во втором отделении музыкального вечера слушателей ждал сюрприз: было исполнено сочинение, которое в Белгороде еще ни разу не звучало! Это Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Николая Метнера, русского композитора и пианиста, который ввиду своей специальности фокусировался главным образом на музыке фортепианной, на создании фортепианных соло.

Дирижёр Дмитрий Филатов

Три фортепианных концерта ― единственные произведения, в которых Метнер использует оркестр. Однако они представляют особый интерес для истинных ценителей симфонических шедевров.

Звучание прекрасной, редко исполняемой музыки 2-го Фортепианного концерта Метнера (посвященного, кстати, С. Рахманинову) было поистине божественным! Солист — лауреат международных конкурсов Сергей Кузнецов — продемонстрировал не только свою потрясающую технику, но и образную составляющую.

Экспрессия, лирика, мечтательность, безмятежность (второй части) органично соседствуют здесь с лёгкостью, задором, праздничной атмосферой (третьей части). В звуках концерта в те или иные моменты подсознательно угадывалось «рахманиновское», до боли близкое и понятное. Это музыка, наполненная душевной теплотой, космической таинственностью.

Рахманиновский вечер в Белгородской филармонии

Кварто-квинто-октавные скачки в мелодических соло солиста (в третьей части концерта) создали ощущение некой наполненности, пространства. Изменение интонаций (на большие, малые и уменьшенные/увеличенные интервалы) привело к изменениям самого образа. Теперь он становится более интригующим и вопрошающим.

Необходимо отметить, что в исполнении музыки достаточно нелегкой для постижения даже самими музыкантами, сохранился хороший баланс и взаимодействие между солистом и оркестром. Здесь, очевидно, немалая заслуга принадлежит дирижёру Дмитрию Филатову, который сумел за ограниченное количество репетиций добиться контакта между музыкантами.

При замеревшей тишине зала Сергей Кузнецов исполнил «Серенаду» Ф. Шуберта — слушатели внимали каждому звуку биса, каждой интонации, каждому прикосновению пианиста к клавишам. Таковым — чистым, прозрачным и гармоничным — был «постскриптум» метнеровского концерта, словно исполнитель хотел показать публике разницу в музыкальном воплощении разных эпох (начала 19 века и первой половины 20 века). И ему, несомненно, это удалось…

Дата публикации
16.03.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме