Новости кино и обзоры кинопремьер недели
Рождение нового моноспектакля в Белгороде
Вчера в Белгородском государственном институте культуры и искусств произошло «рождение» моноспектакля «Детский мир». Именно «рождение», а не премьера. На этом настаивала режиссер постановки Оксана Погребняк, известная своим тяготением к «новой драме». На этот раз в центре ее внимания оказалась пьеса «Детский мир» современного драматурга Владимира Зуева.
История отчаявшейся и остро переживающей свою вину девушки Лены затрагивает сразу несколько насущных аспектов – детская незащищенность, одиночество и то, какими дети вырастают и для чего. Вот и получается, что воспитанные на пистолетиках, автоматиках, танчиках, самолетиках и солдатиках люди растут для разрушения и смерти.
«Во что играют, тем и живут потом», – говорит знакомый героини, который ходил в детский сад, в школу, а потом ушел на войну и не вернулся. Дети, если им еще удалось родиться, вырастают и, еще не познав жизни, покидают ее – тема смерти лейтмотивом сопровождает речь Лены от начала и до конца.
Центральной идеей же стала трагедия аборта и греха несостоявшейся матери. Через монолог работающей в абортарии акушерки раскрывается внутренний мир, с одной стороны – человека, который в течение пяти лет прерывает беременности, а с другой – женщины, чей ребенок умерщвлен таким способом. Она раскаялась, но никто не может помочь несостоявшейся матери – ее покой утерян навсегда.
В самом финале на прозрачном занавесе были спроецированы кадры крупных катастроф и войн двадцатого и двадцать первого веков. Сосредоточие всех происшествий в достаточно короткий временной промежуток вызвало сильные чувства у присутствующих.
Эксплуатация темы насилия, депрессивно заряженные тексты, обращение к вопросам, актуальным для молодого поколения, впрочем, не только, – свойственно феномену «новой драмы». Погребняк в своих работах всегда учитывает и словно усиливает подобные моменты. Но, пожалуй, больше их внешнюю сторону.
Психологизм достигается режиссером с помощью грамотно выбранной и громко звучащей музыки, света, порывистых и резких движений актеров, и в меньшей степени зависит от их игры.
К примеру, сложно представить, чтобы настолько самодостаточные композиции «Сургановой и Оркестра», использованные в «Детском мире», не оказали бы воздействия на зрителей.
Что касается света, то в этот раз он организует пространство сцены – разделяет ее на две части. Так на зоне, выделенной светом, происходит важное действие. «Теперь обратись в слух, внимай», – как будто подсказывают смотрящему.
Собственно, как и обычно, сцена простирается в зрительный зал, где на ниточках висят бумажные самолетики, танцуют девушки в ночных сорочках и куда героиня выплескивает воду и выкидывает салфетки.
А на сцене – два стула, один из которых поломанный, семь кукол (метафора нерожденных детей) и Лена… Она обращается к воображаемому доктору, к куклам, публике. Форма спектакля – ее исповедь.
Игра студентки четвертого курса кафедры театрального творчества БелГИКИ Оксаны Половинкиной действительно вызвала сильные эмоции. По словам актрисы, она стремилась убить равнодушие зрителей. И, знаете, ей это удалось.
- Дата публикации
- 12.09.2009 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Екатерина Шаронова (фото автора)