Новости и обзоры спортивных событий в Белгороде



В Белгороде выступил московский фортепианный квартет «Sonore»

17 января в Малом зале Белгородской государственной филармонии состоялся второй концерт абонемента «Камерные вечера». С программой из произведений Л. Бетховена, С. Шаминад, Й. Брамса, Дж. Гершвина выступил известный фортепианный квартет «Sonore».

Ансамбль солистов камерной музыки «Sonore» («созвучие» — итал.) был образован в 2006 году по инициативе двух выпускников Московской консерватории, лауреатов международных конкурсов Георгия Левинова (скрипка) и Дмитрия Берлизова (альт), к которым присоединились питомцы МГК Александр Ерамков (виолончель) и Артём Селиванов (фортепиано).

Ансамбль возник как результат продолжительного совместного сотрудничества музыкантов и их стремления к поискам согласования различных музыкальных тембров в едином звучании. Квартет является основным системообразующим звеном камерного ансамбля солистов, состав которого может варьироваться (от дуэта до секстета) в зависимости от исполняемого произведения.

В частности, в Белгороде прозвучали два фортепианных квартета (Бетховен — ор. 36 № 1 s-dur и Брамс o. 26 A-dur), переложения для фортепианного квартета фрагментов оркестровой сюиты Дж. Гершвина из оперы «Порги и Бесс» и фортепианное трио ор. 34 № 2 c-moll С. Шаминад.

Камерная музыка для классических инструментальных составов — трио, квартет, квинтет — пока что, увы, не частый гость на белгородской сцене. Эта музыка, которая создавалась на протяжении почти двух веков — от середины XVIII до первой трети XX-го — была адресована образованным любителям, как правило владевшим тем или иным музыкальным инструментом. Да и сегодня она требует, как минимум, внимательного, вдумчивого и подготовленного слушателя. И таких в Белгороде, судя по заполненному залу и радушному тёплому приёму, оказалось немало.

В Белгороде выступил московский фортепианный квартет «Sonore»

Несмотря на молодой возраст ансамбля и молодость его участников, «Sonore» — лауреат ряда международных фестивалей и конкурсов, в т. ч. двух международных конкурсов в Италии в 2008 году в городах Атри и Падуя.

Первое знакомство с ансамблем белгородских слушателей продемонстрировало такие черты исполнительского облика «Sonore» как выявление внутренней энергетики музыки, прекрасное ощущение тембровых красок струнного трио с фортепиано, замечательное владение разнообразными стилями — от академической классики XIX века до джаза.

В первом отделении концерта прозвучали фортепианный квартет ор. 36 № 1 Ми-бемоль мажор в трёх частях Л. Бетховена. Эта первая удачная попытка юного 15-летнего Бетховена создать крупное сочинение для ансамбля носит следы моцартовских влияний, и, вместе с тем, доминирование фортепианной партии, с уклоном в среду драматических эмоций, указывает на яркую индивидуальность молодого композитора.

Один из приоритетов «Sonore» — возвращение в концертную практику имён незаслуженно забытых композиторов и их произведений. Такова французская пианистка и композитор Сесиль Шаминад (1857–1944), чьё творчество было чрезвычайно популярно при жизни и высоко ценимо такими её современниками, как Ж. Бизе и К. Сен-Санс.

Трио ор. 34 № 2 в 3 частях открыло слушателям музыку удивительного обаяния и вдохновения, рождённую неподдельным чувством, Музыку, полную редкого лирического изящества (II часть) и глубоких драматических чувств, окрашенных в различные оттенки меланхолии.

Интересно, что французская пианистка и композитор была любимицей английской публики и самой королевы Виктории, со смертью которой в 1901 году закончилась викторианская эпоха английской истории. По завещанию британской королевы, на церемонии её похорон звучала музыка Сесиль Шаминад.

В Белгороде выступил московский фортепианный квартет «Sonore»

Второе отделение началось масштабным фортепианным квартетом ор. 26 A-dur в 4-х частях Й. Брамса (1861) и закончилось знаменитыми мелодиями Дж. Гершвина.

Невольно вспомнилось, что наступивший 2013 год — юбилейный для Брамса (1833–1897). 7 мая исполнится 180 лет со дня рождения великого немецкого романтика, внесшего едва ли не самый весомый вклад в область инструментальной камерной музыки XIX века. С ноября 2012 года по май 2013-го Московская государственная филармония проводит своего рода камерно-инструментальный брамсовский марафон, в котором прозвучат все (более 80) камерные опусы Брамса. В числе исполнителей — и квартет «Sonore».

Фортепианный квартет № 2 открывает ряд камерных сочинений зрелого периода, имевших огромный слушательский успех. Вскоре после переезда в Вену в 1862 году, Брамс писал другу: «Вчера я испытал огромную радость. Мой концерт прошёл совершенно великолпно, куда лучше, чем я ожидал После квартета (имеется ввиду Квартет ор. 26 № 2 A-dur, — прим. автора), принятого весьма благосклонно, я имел большой успех и как пианист».

Сейчас, в основном, настроения A-dur квартета — сосредоточенность и юмор, беззаботность и отчаяние — слиты в единый сплав горячим темпераментом молодого гения. Не удивительно, что звучавший в первый раз в Белгороде этот камерный шедевр немецкого романтика был воспринят публикой, что называется, «на едином дыхании», не единожды не нарушив благоговейную тишину между частями.

Знакомство высокопрофессионального коллектива солистов и хорошо подготовленной к восприятию классической камерной музыки белгородской публики состоялось к обоюдному удовольствию, и следует ожидать, что за ним последуют новые встречи…

Дата публикации
18.01.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме