Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Духовное путешествие от видимого к невидимому

25 ноября в выставочном зале «Родина» случился внеочередной вернисаж, потеснивший экспозицию пленэрной живописи белгородских художников. В Белгороде открылась передвижная выставка «Византия и Россия – невидимое в видимом».

Культурно-просветительская организация «Институт Русской Живописи» представила белгородцам визуализацию исследовательского проекта компаративной православной архитектуры Древней Руси и Византии.

Выставка «Византия и Россия – невидимое в видимом» в Белгороде Слева направо: А. Ларионов, С. Дымов, М. Городова

Как известно, 2012 год будет посвящён 1150-летию российской государственности, к этому событию и была подготовлена выставочная экспозиция, кстати, ещё в 2010 году. В основе выставки – коллекция русской живописи рубежа XIX–X веков М.О. Окрояна, а также архитектурно-аналитический наглядный материал, полученный Институтом русской живописи в Армении и Турции, в Афоне и Новгороде Великом.

Именно Великий Новгород станет следующим местом дислокации передвижной выставки. Знаменателен тот факт, что проект благословлён Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и одобрен Вселенским Патриархом Варфоломеем.

Отец Олег Кобец и Александр Ларионов 

Белгородский этап размещения выставки неслучаен: в своё время инициатор проекта принимал активное участие в реставрации храма Архангела Михаила, что находится в посёлке Чураево Шебекинского района.

На официальном открытии авторскому коллективу проекта была вручена благодарность Губернатора Белгородской области Евгения Савченко, с пониманием отнёсшегося к духовно-просветительской деятельности Института Русской живописи.

«Византия и Россия – невидимое в видимом» в Белгороде: храмовая роспись

Авторский коллектив в составе Маргариты Городовой, Александра Ларионова и Марины Венгеровой пространно рассказал о проекте, а также событиях русской истории 1152-летней давности, в том числе походе на Царьград, обретении Евангелия, писанного на русском языке и первом крещении Руси, состоявшемся в то же самое время.

Архитектурные же исследования опирались на авторитет крупнейших историков, к примеру, академика Рыбакова, и доказывают, что у православной архитектуры имеется определённый последовательный канон.

Выставка «Византия и Россия – невидимое в видимом» в Белгороде: увидеть невидимое

От лица Белгородской и Старооскольской епархии устроителей выставки приветствовал настоятель Преображенского собора отец Олег (Кобец), он же подчеркнул важность происходящего в свете мероприятий, посвящённых 100-летию канонизации святителя Иоасафа Белгородского. От творческой интеллигенции выступил председатель Белгородского регионального Союза художников России Станислав Дымов.

Сергей Грибков «Монахиня за молитвой»  Константин Кузнецов «Москва. Вид на Кремль»

Коллекция русской живописи, экспонирующаяся на выставке, открывается неплохой копией знаменитой нестеровской картины «Видение отроку Варфоломею». Впрочем, все остальные полотна, а их не менее двух десятков, являются, по-видимому, подлинниками и живописуют быт и духовную жизнь россиян прошлых веков.

Такова многофигурная композиция Ивана Горохова (1863–1934) «Ярмарка в Можайске», на которой в средоточии города, на рыночной площади кипит своя обыденно-бурная жизнь торгового люда.

Ещё одна панорама древнерусской жизни «Цитадель на берегу реки» Константина Кузнецова (1895–1980) привлекает внимание белокаменными стенами и золотыми куполами церквей, контрастирующими с деревянной торговой слободой у подножия городского холма.

У картины Сурикова «Покаяние князя»

Серия Бориса Земенкова (1906–1963) «Сцены из русской жизни» по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина смотрится и по сей день актуально и своевременно.

На многих полотнах изображаются архитектурные ландшафты, а иногда и сами храмовые здания становится фигурами центрального плана. Среди них выделяются работы «Храм Василия Блаженного» Леонида Брайловского (1867–1937), «Москва. Вид на Кремль» того же Константина Кузнецова, и пастель Александра Лактионова (1910–1972) «Космодемьянская церковь в Суздале».

Не обошлось и без портретов. На поясном портрете Сергея Грибкова (1820–1893) луч солнца озаряет одухотворённое лицо инокини, обращённое к возвышенному, молодая монахиня полностью поглощена молитвой.

На выставке «Византия и Россия – невидимое в видимом» в Белгороде

Настоящей жемчужиной коллекции оказалась жанровая сцена Василия Сурикова «Покаяние князя». Работа выполнена в акварели и карандаше, и датирована 1899 годом. Кающегося князя в белых одеждах окружают суровые тёмные фигуры священнослужителей, вся сцена полна эмоционального напряжения и служит напоминанием власть имущим что есть и высший суд.

Ещё одна часть экспозиции посвящена архитектуре русской и византийской. На фотографиях и чертёжных проекциях запечатлены чудеса православной архитектуры, исполненные внешней гармонии и внутренней экспрессии.

Точная мера и строгая красота уже много веков служат источником вдохновения мастеров архитектуры. Пригодится посещение этого раздела выставки и молодым белгородским архитекторам, немало которых побывало на вернисаже, да и вообще всем желающим глубже понять истоки русской духовности и увидеть невидимое в видимом. Невидимую духовность в видимом проявлении искусства русских зодчих и художников.

Выставка продлится до 10 декабря, и потому времени увидеть необычную выставку остаётся не так уж много. Впрочем, для истинной духовности время для путешествия, а может быть и паломничества от видимого к невидимому, как правило, находится.

Дата публикации
26.11.2011 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме