• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Аллегории повседневности» Эльяса Айюба

В последний день первого летнего месяца вниманию белгородцев в выставочном зале «Родина» предстала новая выставка сирийского художника Эльяса Айюба. Первое знакомство с этим талантливым автором состоялось в 2016 году на групповой выставке «Четыре слова о мире».

Тогда Эльяс был магистрантом Курского государственного университета, а сегодня мы видим уже состоявшегося художника с очень личностным отношением к реальности, со своим взглядом на мир и с колоссально ответственным отношением к жизни.

Картины Эльяса Айюба, которые мы помним с прошлой выставки, были переполнены ощущением войны, катастрофы, происходящей в Сирии; сопереживанием к народу своей страны; желанием помочь родине своим искусством.

Сегодняшняя выставка «Аллегории повседневности» представляет совсем другого Эльяса Айюба. Того же самого, но — другого. Красивое название выставки направит искушенного в изобразительном искусстве зрителя к «пластическим метафорам» Пабло Пикассо. И действительно графические листы сирийского художника наполнены бунтарским и одновременно лирическим духом гениального испанца.

На открытии выставки Эльяс рассказал о том, что для него необходимо было рассказать о «повседневности» то, чего мы не замечаем в привычной обыденности жизни. Ведь повседневность — это что-то неприметное, серенькое, малоинтересное, но с таким отношением мы упускаем из виду красоту каждого дня, роскошь человеческого общения, чудо любви.

Художники — люди особенные, воспринимающие повседневность именно через аллегории, практически по определению этого понятия. (Аллегория — иносказание; в искусстве — изображение отвлеченной идеи с помощью образа, — трактует словарь иностранных слов).

Рассказывая о своей жизни, своем счастье, своих переживаниях, Эльяс Айюб выводит этот рассказ из пространства личного микрокосма в глобальное пространство макрокосма.

Молодой мужчина собирается под венец и примеривает на себя роль жениха, но остановился, присел на стул и задумался о предстоящем глобальном повороте жизни: готов костюм, но ощущение растерянности, и одновременно, некоторой обреченности, как перед прыжком в неизведанное, наверное, испытал как художник, так и каждый мужчина.

Счастье, мечты о будущем семьи, о детях, страх перед расставанием, предчувствие творческого одиночества, несмотря на близость родного любимого человека — вот, что поймет в работах без исключения любой человек.

В своих рисунках Эльяс Айюб стремится к «аллегорической» определенности, не допуская ничего приблизительного. Тонкий изящный рисунок только на первый взгляд кажется случайным, но когда начинаешь вглядываться и скользить по его поверхности, то погружаешься в повседневную реальность, в которой живет не только автор, но и абсолютно каждый человек.

Переходя от рисунка к рисунку, постигаешь траекторию движения мысли художника. И эта траектория уводит зрителя от «родных осин», перенося на совсем иную землю: жаркую, знойную, яркую и истерзанную землю Сирии.

Многовековая культурная и генетическая память, заложенная в художнике от рождения, не дают ему разорвать узы, связывающие его с судьбой своего народа. Даже прожив достаточно долго на европейской части нашего континента, Эльяс Айюб остается человеком арабского мира, для которого особым днем в неделе считается суббота, для которого воины, погибшие на освободительной войне, всегда будут мучениками, и который всегда будет помнить об ангеле смерти, находящемся рядом каждое мгновение жизни.

Мир внутренний, изображенный посредством мира внешнего, и мир внешний, изображенный через мир внутренний — вот «Аллегории повседневности» Эльяса Айюба.

Следуя тому направлению в мировом искусстве, которому следовали и великий Микеланджело и гениальный Пикассо, и которое рассматривает человека как меру всех вещей, Эльяс Айюб выражает чаяния человека, не теряя уверенности в его силах, в способности не только созерцать мир, но и быть готовым по-своему переделывать и спасать его.


Дата публикации: 03.07.2017