Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Валерий Киселев и Ансамбль классического джаза в Белгороде: из 30-х с любовью…
Американский классический джаз 30-х годов прошлого века звучал вчера со сцены МКЦ БелГУ. Фирменный стиль этой «золотой эры» джаза воссоздал в своем выступлении Валерий Киселев и его Ансамбль классического джаза – яркое явление российского музыкального ландшафта.
Программа «Серенада лунного света» обратила пришедшую публику к Америке в эпоху, когда джаз являлся популярной музыкой, его слушали по радио, джазовые пластинки расходились огромными тиражами, а исполнители джаза были сплошь музыкальными профи, ставшими впоследствии маститыми фигурами в его истории.
Им подражали, они стали учителями для многих профессиональных джазменов. Эта программа посвящена одной из таких личностей – Гленну Миллеру. Прекрасный тромбонист, великолепный аранжировщик и руководитель одного из лучших свинговых оркестров своего времени…
Музыкальный проект Валерия Киселева актуализирует созданные в то время шедевры и позволяет множеству людей соприкоснуться с эстетикой классики джаза и проникнуться ею.
В «Серенаде лунного света» объединено 14 композиций. Все они взяты из репертуаров оркестров Гленна Миллера и переаранжированы Киселевым. Как рассказал Валерий, их было три. Первый возник в 1937 году и в условиях жесткой конкуренции просуществовал недолго.
Однако Гленн сразу же создал другой, который и стал знаменитым. Он запечатлен в фильмах «Серенада Солнечной долины» (1941) и «Жены оркестрантов» (1942). Миллер создал еще и военный оркестр.
В 1942 году он добровольцем пошел на военную службу и в чине сначала капитана, а потом майора служил в Военно-воздушных силах США. Создал там военный оркестр и специально для него новый репертуар.
Гленн придумал своеобразное ноу хау – переаранжировал в форме марша популярные мелодии, которые солдаты знали еще с гражданки. И они маршировали под знакомые песни, что очень хорошо поднимало дух армии.
Валерий Киселев и музыканты Ансамбля классического джаза не только играли, но и воссоздавали культурный контекст: «Сейчас прозвучит джазовая баллада «Американский патруль», а аранжировал ее Джерри Грей»; «Мелодия «At last» («На прощание»), прозвучала в фильме «Жены оркестрантов» в исполнений обворожительной актрисы Линн Берри»; «Сейчас вы услышите обработку песни из сборника индейских аборигенов «Little Brown Jug» («Маленький коричневый кувшинчик»)».
«Я слышал эту песню и не нашел в ней ничего джазового. А гениальный аранжировщик Билл Финнеган взял эту песню и сделал из нее хит, ставший символом эпохи свинга, под который просто невозможно не танцевать» (кстати, о том, что джаз еще и танцуют Валерий Киселев напомнил не только рассказом, но и собственным примером – он постоянно пританцовывал). И так по каждой мелодии.
И каждую белгородцы восприняли на ура. Слушатели аплодисментами отзывались практически на каждую ноту. Сочетания игры на рояле (Всеволод Тимофеев), кларнете и саксофоне (Валерий Киселев), тенор-саксофоне (Сергей Баулин), барабанах (Федор Андреев) и контрабасе (Владимир Черницын) рождали неповторимую музыку, которая создавала атмосферу давно ушедшего прошлого с его неторопливым ритмом, иного характера связи между людьми, другого отношения к музыке. Соло отдельных инструментов вызывало неописуемый восторг.
Последней прозвучала фантазия из программы «Весна свинга», объединившая несколько мелодий из оркестра Каунта Бейси. Что ж, будем считать, что своеобразный мостик к следующему выступлению Валерия Киселева и его Ансамбля классического джаза в нашем городе проложен.
- Дата публикации
- 04.12.2010 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Екатерина Шаронова (фото А. Барышев)