Новости и обзоры спортивных событий в Белгороде



Денис Бриль: джаз – это «интеллектуальное искусство»

В Белгороде, который в последние годы все чаще называют «джазовой столицей», хорошо известно о существовании московского Brilliant Jazz Club Дениса Бриля. «А-фишке» представилась возможность в рамках пресс-дня пообщаться с идеологом клуба – представителем семейной династии известных джазовых музыкантов Игоря и Валерия Брилей Денисом Брилем.

Brilliant Jazz Club – это сообщество друзей и единомышленников, близких по таланту и активной жизненной позиции. По мнению организаторов, этот клуб и его коллектив стал форпостом джазовой культуры в Москве.

Разговор по телефону с композитором, ученым, промоутером, а также руководителем Brilliant Jazz Club Денисом Брилем превзошёл все ожидания – никакой «звёздности», интеллигентный, тактичный, вежливый, наверное, таким и должен быть истинный джазовый музыкант.

Денис, здравствуйте, мне очень приятно, что сегодня я могу побеседовать с представителем легендарной семейной династии джазовых музыкантов. Есть информация, что ваш род известен не только двумя-тремя поколениями музыкантов, исторически корни вашего семейного клана уходят далеко в Европу. Это действительно так?

Первое упоминание о нашем роде мы нашли в исторических событиях XVI века. Документально подтверждено, что Петр Первый привез наших предков из Нидерландов в Россию строить корабли. На сегодняшний день в Голландии есть такое фамильное местечко, которое носит имя нашего рода, и там по-прежнему живут наши родственники.  

А вы поддерживаете с ними отношения?

Мы общались, но это все очень сложно территориально. Добавлю к сказанному: установлено, что в разных поколениях многие наши родственники владели различными музыкальными инструментами на уровне любителя, а профессионалы всё-таки начинаются с моего дяди Игоря Бриля.

Скажите, пожалуйста, а что подразумевается под формулировкой одной из целей вашего клуба Brilliant Jazz Club: реставрация джазовой действительности?

Есть замечательный пласт отечественного джаза, который несет в себе настоящую музыкальную культуру. К сожалению, государство не может себе позволить вкладывать средства в сохранение этой прекрасной музыки. Слава богу, многие музыканты еще живы и их помнят и любят.

Вот совсем свежий пример: недавно мне пришлось разговаривать с представителем одной из фирм по продаже бытовой техники. И он мне рассказал, как в далеких 80-х он с трудом купил диск с музыкой Игоря Михайловича, и это были самые любимые его джазовые произведения.

Сейчас в записях песни того периода встречаются очень редко. Клуб Brilliant Jazz Club старается сделать так, чтобы творчество музыкантов Советского Союза стало доступно и преданным меломанам, и современной молодёжи. Мы разрабатываем различные проекты, чтобы все больше людей познакомились с этой музыкой.

Идеолог Brilliant Jazz Club Денис Бриль ответил на вопросы журнала «А-фишка»

Сложилось мнение, что джазовую музыку можно отнести, скажем условно, к революционному искусству, как поэзию футуристов в 20-е или как живопись авангардистов в 70-е годы? В чем выражается «свобода» этого музыкального направления?

Спасибо, очень хороший вопрос, но я, наверное, опровергну этот постулат. Практически всё новое воспринимается всегда как революционное. Я не стал бы рассматривать джаз как бунтарское искусство, я бы предложил формулировку «интеллектуальное искусство».

А свобода – это, несомненно, умение импровизировать. Это совсем другой уровень музыкальной культуры. И, конечно, виртуозная игра подразумевает подготовленного зрителя. Нужно очень любить эту музыку и уметь её слушать и слышать.

Как вы считаете, интерес к джазовой музыке за последние два десятилетия вырос? И какой возраст сейчас у вашей аудитории?

В абсолютной мировой величине вырос, но если рассмотреть соотношение интереса населения Российской Федерации к джазу, то нет. Когда смотришь на концертах в зал, то преимущественно видишь людей от сорока лет. Молодёжь появляется, но неактивно. Хотя у нас есть проект, который рассчитан на их возраст.

Его удачность подтверждает количество проданных дисков. Могу сказать, что молодёжь с интересом слушает джаз, но для этого надо ее «атаковать». Например, мы взяли современные ритмы, которые молодые люди слушают на дискотеках, и сделали на них джазовые импровизации.

За счёт этого наш клуб приобрёл дополнительную аудиторию, но это всё-таки исключение. Одна из поставленных перед нами целей –популяризация джаза и проникновение его в другие стили, совершенно отличные от этого музыкального направления.

Каковы ваши гастрольные планы? И как вы делаете доступной свою музыку?

Большие гастрольные туры мы сейчас не планируем. В следующем году мы осуществим проект «Прелестное создание» – очередную попытку расширить проникновение джаза в другие стили. Мы взяли старинные романсы, сделали им современную эстрадную обработку и «разбавили» это джазовой импровизацией. Безусловно, туда вошли и мои авторские романсы.

В проекте принимают участие знаменитые вокалисты Антон Макарский, Виктория Морозова, Сергей Мазаев, Виктория Пьер-Мари, Игорь Наджиев, Юлия Панова, Ольга Бриль.

Денис, с Ольгой Бриль, исполнительницей песни «Не уходи» из этого диска, вы в каком родстве?

Это сестра, и у неё есть высшее музыкальное образование. Долгое время она выбирала, что для неё в жизни важнее: музыка или специальность финансиста. И только совсем недавно Ольга приняла окончательное решение полностью расстаться с экономикой и приступить к работе над нашими общими музыкальными проектами.

Вообще этот год стал дня нас годом открытий. Мы сделали совместный проект с известным французским гитаристом Федериком Белинским, семейные корни которого идут от знаменитого российского литератора и критика XIX века Виссариона Григорьевича Белинского.

Федерик играет в уникальной технологии цыганский джаз-мануш. Он принял участие в записи диска моих произведений. В конце февраля следующего года запланирована презентация диска в Москве, а затем мы представим проект в Париже. И после этого у нас запланирован крупный гастрольный тур по России, в котором мы рассчитываем дать до десяти концертов в течение полутора лет.

Меня очень удивила информация о родстве Федерика с нашим Белинским.

Да, Федерик – представитель четвёртого поколения этой замечательной семьи. В их роду берегут память о знаменитом родственнике, соблюдают традиции семьи Белинских. На мой взгляд, у нас «случился» этот проект благодаря тому, что через несколько поколений Федерику передалась любовь к русской культуре. С ним работать очень удобно. Его семейные обстоятельства таковы, что он может часто находиться в Москве.

В Белгороде есть два джаз-оркестра: «Биляр-Бэнд» под управлением заслуженного работника культуры РФ Юрия Биляра и «Big-band» Белгородской государственной филармонии под управлением Владимира Уварова. Вы знакомы с кем-нибудь из белгородских джазовых музыкантов?

К сожалению, нет. Я слышал хорошие отзывы про оркестр филармонии, но никогда не был в вашем городе. Думаю, что в следующем году это получится исправить.

Хотелось бы, чтобы вы выступили в нашем городе. Будем надеяться на встречу. И последний вопрос. Скажите, пожалуйста, ваша династия будет продолжена? Ваших детей мы увидим в качестве музыкантов?

Моей дочке 13 лет, и она уже выступает на профессиональной сцене, сын тоже хорошо играет на фортепиано, хотя ему только семь лет. Так что мы все «народно-хозяйственные задачи» выполняем.

Большое спасибо, очень приятно было общаться. «А-фишка» желает вам удачи во всех начатых проектах.

Дата публикации
25.11.2010 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме